«

»

Александр Никола́евич Скря́бин

Александр Никола́евич Скря́бин«Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». (М. В. Ломоносов, из оды «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы»). Нельзя не согласиться с этими словами великого ученого, совмещавшего в себе множество знаний в разных областях науки. Россия всегда была, есть и будет источником талантливых людей. Одним из таковых в свое время был Александр Никола́евич Скря́бин — композитор, пианист и по совместительству педагог, о котором пойдет речь в данной статье.

Родился Александр Николаевич 6 января 1872 года в семье дворян. Отец Николай Александрович Скрябин на момент рождения сына был студентом Московского университета, и спустя некоторое время стал видным дипломатом. Мать Любовь Петровна (урождённая Щетинина) была одаренной пианисткой, окончила с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию по классу Теодора Лешетицкого. Через год после рождения сына умерла от чахотки, находясь на лечении в Тироле.

Уже в пять лет Александр Николаевич уверенно играл на фортепиано благодаря своей тёте Л. А. Скрябиной. Но, не смотря на незаурядные музыкальные данные, следуя семейным традициям, его отдали во 2-й Московский кадетский корпус (военно-учебное заведение в России).

Окончив кадетский корпус, Скрябин поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано Василия Ильича Сафонова и композиции Антона Степановича Аренского. Занятия с последним не принесли результатов, и в 1891 году был отчислен из класса композиции за неуспеваемость. Год спустя блестяще окончил курс фортепиано с малой золотой медалью.После окончания консерватории хотел сделать карьеру концертирующего пианиста, но в 1894 в связи с травмой правой руки пришлось забыть на некоторое время о выступлениях.

В августе 1897 года в Варваринской церкви (г. Нижний Новгород) Александр Николаевич обвенчался с молодой пианисткой Верой Ивановной Исако́вич. После восстановления руки Скрябин уехал за границу, где зарабатывал на жизнь, тем, что исполнял преимущественно свои композиции.

В 1898 году Скрябины вернулись на родину, в этом же году рождается их первая дочь Римма (умрет в семь лет от заворота кишок), после уже в 1900 родится дочь Елена, которая станет женой выдающегося советского пианиста Владимира Владимировича Софроницкого.

В сентябре 1898 года Александра Николаевича пригласили на должность профессора Московской консерватории.В 1903 году стал преподавать в женском Екатерининском институте, но через год он оставляет преподавательскую деятельность, что бы больше уделять времени собственному творчеству.

В 1902 году знакомится со своей второй женой Татьяной Фёдоровной Шлёцер, уже через год будет просить развода, в котором она откажет Скрябину.

До 1910 года проводит время за рубежом (в основном Франция, позже Брюссель), выступая как дирижер и пианист. После возвращения в Москву, Александр Николаевич продолжает концертную деятельность, параллельно сочиняя новый материал. В начале 1915 года были последние концерты Скрябина.

Последние годы Александр Николаевич Скрябин проживал со своей семьей в Москве по адресу Большой Николопесковский переулок, 11. В данном доме начиная с 17 июля 1922 года и по сей день действует Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина.

Смерть Александра Николаевича можно назвать «дикой» и нелепой. Как-то композитор решил выдавить фурункул, находившийся в носогубном треугольнике, но возник карбункул, затем сепсис, от которого Скрябин скончался 27 апреля 1915 . Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В чем же заслуга Александра Николаевича в области музыки. Его творчество было своеобразным и уникальным. Импульсивность, нервность,  вперемешку с мистицизмом и неустанные поиски дали миру такое понятие как «цветомузыка». Именно она была придумана Скрябиным. В партитуру симфонической поэмы «Прометей» он включил партию световой клавиатуры и стал первым в истории композитором, который использовал цветомузыку.

Также стоит отметить неосуществленный замысел Александра Николаевича под названием «Мистерия», которая должна была превратиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и запахов, красок, движений, звучащей архитектуры. К сожалению, мир этого так и не увидел…

Кни Эн.

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: