«

»

Анализ symphonic adiemus 2017 (karl jenkins) от Хью Робджонс или оркестровое исполнение и роль современных технологий

symphonic adiemus 2017 (karl jenkins)Хью Робджонс: Недавно я был слегка разочарован, побывав на одном из современных оркестровых концертов в знаменитом зале Великобритании «Symphony Hall» с симфонией symphonic adiemus 2017 от Карла Дженкинса (karl jenkins), тем, что данный случай явно подчеркнул несовместимость традиционной классической музыкой и «новоявленных классических работ», которые все еще используют оркестровую аранжировку, но с специфичной структурой, нужной для записи. Конечно, такой особенный подход в основном применяется в саундтреках для большинства художественных фильмов и его основное отличие заключается в том, что он позволяет радикально изменить баланс между оркестровыми секциями или некоторыми музыкальными инструментами на столько радикально, что в живую при выступлении классических симфонических оркестров такое было бы не возможным.

Концерт проходил с выступлением ‘The Armed Man: A Mass For Peace’, под руководством композитором Карлом Дженкинсом в Симфонии Холле в Бирмингеме. Я расположился на кресле где-то между серединой и входом (но ближе, все таки, к центру) — позиция, которая, как показывал опыт от прослушивания симфонических оркестров, кажется одной из самых лучших по звуковым качествам. Однако, особенно интересным пунктом в программе для меня было включение симфонического «Adiemus» — это совершенно новая переделка очень популярного оригинала двадцатилетней давности. Так как оригинальная версия в основном только записывалась и мало игралась в живую из-за врожденной акустической неустойчивости различных элементов, входящих в партитуру, я был заинтригован тем, как Дженкинс вырулит из этих недостатков и покажет Adiemus в новой симфонической форме.

Я уже начал подозревать, что из этого выйдет что-то худшее, когда издали осматривал патч-панель для кабелей от семи микрофонов (для хора и сцены), плюс два микрофона для перкуссии (конга, и т.д.) и еще один для сольного вокалиста. Безусловно, кто-то решил, что живое выступление без вмешательства звукорежиссуры тут не пройдет …

symphonic adiemus 2017 (karl jenkins)

Symphony Hall

Давайте я не много поясню: оригинальный ‘Adiemus’ включает в себя струнный оркестр, трёхъярусный женский хор и много оркестровой и этнической перкуссии. В своей программе Дженкинс объяснили, что основной мотив для ремейка оригинала является правильная аранжировка для хора SATB, но кроме этого, он также хотел поэкспериментировать с более романтическим стилем гармонического сочетания. Следовательно, он оставил только 34 струнных и 12 духовых инструментов, 13 медных духовых и шесть перкуссионистов (и полный хор SATB в лице 64 человек).

Однако шесть ударников, что поражало, реально стучали громко. Во время выступления я следил за всеми секциями оркестра, но к сожалению, вероятно, что хор нужно было увеличить хотя бы до 120 человек и, по крайней мере, до 60 штук струнных, чтобы получить нормальный акустический баланса – это, особенно, подтвердилось, когда я ехал на обратном пути домой, слушая туже современную вариацию Adiemus Джекинса, купленную там же в холе после выступления. Запись как раз была полностью сбалансированной и слушая ее ты понимаешь, что это блестящий ремейк оригинала и автор проделал огромную работу. Но использование звукорежиссуры при живой симфонии все-таки был не столь удачным. Почему?

К сожалению, даже со всеми этими микрофонами для хора и профессиональной акустической системой, хор был всесторонне заглушен только одними ритмичным хлопаньем одного перкуссиониста, не говоря о том моменте, когда они начали тарабанить вшестером! И маленькая секция струнных просто не выживала даже, находясь на 12 метров ближе к аудитории. Конечно, перкуссия — это важный элемент в работе Дженкинса, и я видел, что требовались все шесть ударников, чтобы играть все роли, но классическая школа построения партитуры для оркестра все-таки «рулит» по сравнения с современными звукорежиссерскими попытками создания искусственного баланса.

Согласно аннотациям, на конверте пластинки CD ремейк ‘Adiemus’ был записана частями: в симфоническая часть в Будапеште 10-го июля в этом году, Хор записана в Лондоне 18-го июля, и перкуссия записана отдельно в другой лондонской студии где-то июле (дата не указана). Таким образом, эти три элемента звучат гармонично в комнате микширования (и на CD), где их относительным балансом можно управлять искусственно, чтобы достигнуть желаемого сведения, размещая хор на нужный уровень по сравнению с струнными, медными, духовыми с акцентированной перкуссией.

Запись фонограммы можно использовать как эталон для создания настоящего оркестра, но методы использования должны быть классическими, так как работа с акустическими системами (громкоговорители, мониторы) – это совсем другое, оно не всегда подходит, когда используется акустика зала и множество инструментов: я сидел и слышал только, в основном, перкуссию и сильные трубные гулы, в которых утонул хор и струнные. Возможно, что звукорежиссеры просто не смогли увеличить их громкость… и её надо увеличить, но не за счет фэйдера на пульте, а за счет дополнительных музыкантов и классической школы построения партитуры!

К чему идет современная оркестровая музыка? Надеюсь она идет к лучшему, а не к тому, что за кулисами мы будем постоянно слышать: «Знаешь, все-таки на CD этот этюд звучит лучше!»

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: