«

»

Эдуард Артемьев и «сталкер» Тарковского: «поезд» на грани миров

   Российская электронная психоделика, безусловно, имеет связь с такой легендарной российской (и советской) личностью как Эдуард Артемьев. Его вклад в советскую электронную музыку, и в музыкальную культуру огромен. Он, можно так сказать, — один из ее столпов «основателей». Мы вместе рассмотрим некоторые очень интересные разработки Артемьева к фильму Тарковского «Сталкер» (Если видео ругается на права Мосфильма просто щелкните на «просмотр в ютубе»).

   По моему мнению, в этом фильме ему удалось создать очень интересную музыкальную атмосферу только двумя темами: «медитация» и «поезд». Причем эти две темы очень разнообразны и не похожи друг на друга, но для нас будет интересна именно вторая – «поезд», так как она самая психоделическая и новаторски соченная! 

   Немного истории: Артемьев родился в Новосибирске в 1937г. Учился в Московском хоровом училище, а так же закончил Московскую консерваторию по классу композиции. Лауреат множества премий и наград, член Союза композиторов и Союза кинематографистов России, ну и конечно он известен как автор музыки к фильмам Тарковского, Михалкова и Кончаловского.

   Вот как раз фильм Тарковского «Сталкер» в своих ключевых моментах имеет не отрывную связь с музыкой. Любимый прием этого гениального режиссера заключался в том, что бы заставить зрителя задуматься и поставить его — в «положение догадок». Это сильно выражено в данной киноленте: до конца неизвестно – правда происходит на экране или же это все вымысел героев, существует зона или же это иллюзорный мир, в котором так нуждаются обреченные, цепляющиеся за последнюю надежду, и сталкеры: ангелы-проводники «там» и «никто» здесь. Одни факты ставят в пользу одной теории, другие на оборот. Тарковский мастерски балансирует этими «предпосылками» не давая впасть в одну из крайностей, тем самым драматизируя ситуацию, в которую попали герои, но… как говорил сам Тарковский: «Моя основная задача – избавиться от музыки. Мне в кино музыка нужна там, где кончаются мои возможности» и в фильме такое место есть! Условно говоря, сюжетную линию можно поделить на две части: в первой герои находятся в нашем обыденном мире, они погружены и отягощены его проблемами, а во второй попадают в «зону» — жизнь, которой, течет по — своим уникальным правилам и законам. Вот как раз переход между двумя частями, между двумя мирами нужно было сделать Артемьеву (Надо уточнить, что фильм есть с двумя «музыкальными» версиями этого эпизода: одна с чисто  психоделическая (оригинал) — в ней только эффекты, а вторая такая же, но с  аккомпанементом синтезатора (добавлена в следующих версиях фильма). Обе будут для нас интересны, так как практически одинаковы, но мы возьмем все же вторую версию как более «развернутую»).

   В фильме герои садятся в дрезину, которая должна доставить их в «мир сталкеров». Вагонетка тронулась и вот они постепенно приближаются к запретной «зоне»…стук колес …с каждой секундой, с каждым ударом вагонетки об рельсы герои уходят от этого мира. Но как показать этот переход? Как показать зрителю всю психоделичность происходящего? Но, при этом, сохранить ту самую «неопределенность», оставляя зрителя в области все тех же догадок?

    Артемьев гениально использует звук стука колес вагонетки, к которому медленно и плавно прибавляется призвуки антенны электропоезда скользящей по ЛЭПу (хотя в фильме герои используют бензиновый тракт) плюс музыку синтезатора. Постепенно удары дрезины об рельсы уходят на нет, изредка отдаваясь малым эхом, и на замену приходят громовые «раскаты» с тем же ритмом. Это все происходи степенно, медленно — размывая границу «земного» и «неземного». Реальность становится сюрреальной!

   Этот оборот по всем канонам электронной психоделики можно назвать гениальным. Чуткий и тонкий художественный подход, как композитора, так и режиссера дал не просто возможность показать переход из обыденного мира в «запретную зону», сохранив при этом «баланс» Тарковского, но и сосредоточить все внимание на героях, на их переживаниях и чувствах, не отвлекая киношными спецэффектами. В данном эпизоде музыка сыграла ключевой момент, обрисовав тонкую грань на стыке двух реальностей.

Полный саундтрек 

я в твитере       я в фейсбуке        я в контакте        я в ютубе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>