«

»

Arturia Moog modular v tutorial или обучение (часть 11): генератор шума

arturia moog modular

Сегодня мы окунемся в мир звукодизайна вместе с arturia moog modular. На повестке дня модуль 923 — генератор белого и розового шума. Начинающие синтезаторщики обычно недооценивают шум в синтезе звука и прибегают к нему только при редких обстоятельствах, хотя он является жизненно важным компонентом для создания перкуссии, синтезированного баса и звуковых природных эффектов. Модуль маленький, а статья огромная… Давайте рассмотрим строение модуля:

Low Pass Frequencyчастота среза фильтра низких частот с глубиной 6дб на октаву.

Low Pass Inputвход для на фильтр низких частот.

Low Pass Outputвыход с фильтра низких частот.

High Pass Frequencyчастота среза фильтра высоких частот с глубиной 6дб на октаву.

Highpass OutputВыход с фильтра высоких частот.

Highpass InputВход на фильтр высоких частот.

White Noiseвыход белого шума.

Pink NoiseВыход розового шума.

Вроде бы шум есть шум. Думаю, многие из вас слышали его на старых телевизорах, когда отключалось вещание определенного канала (особенно это любят показывать в фильмах ужасов). Что значит белый или розовый? Вообще, разновидности шума такие: белый, розовый, красный (иногда называют «коричневым»), синий, фиолетовый, серый. И некоторые специфичные подвиды: оранжевый, зелёный, черный. Цветовое обозначение ассоциируется со спектром света и полностью имеет с ним частотное соответствие.
Белый шум, как и белый свет, содержит в себе все виды волн в видимой (слышимой) области частот.
Красный цвет в радуге — это низкие частоты. Красный шум отличается преобладанием именно низких частот с падением 6дб на октаву.
Розовый шум имеет более широкий диапазон, чем красный (и содержит в себе как  красный, так и некоторые другие виды), с падением частоты 3 дб на октаву.
Синий (голубой) — это эквивалент розового шума, только с преобладанием частот в верхней области с глубиной среза в 3 дб.
Фиолетовый — это также противоположность красного шума, которая имеет насыщенный спектр в верхней области частот с глубиной среза в 6 дб.
Серый — это белый шум с глубоким вырезом посередине (обладает некоторым удивительными свойствами).
А вот оранжевый, зелёный и черный рассмотрим в отдельной статье про шумы.

Почему именно розовый и белый, а, к примеру, не красный и белый (хотя такой вариант тоже распространен)? Если вы обратили внимание, то заметили, что модуль содержит в себе два фильтра высоких и низких частот с глубиной среза 6 дб на октаву. Если мы возьмем и пустим белый шум через LowPass Fillter, то можем получить красный, но вот розовый мы не получим — глубина среза не позволяет. Поэтому он создается отдельно. Хотя жалко, что нет отдельно синего, так как получить его не удастся, а вот фиолетовый — пожалуйста. Но это обусловлено просто тем, что в звукодизайне, в основном, очень в ходу белый, розовый и красный.

Звукодизайн с использованием шума можно поделить на три когорты применения: природные, перкуссионные и синтезированные эффекты. В данной статье мы рассмотрим работу данного модуля во всех трех областях с нашими примерами.

Природные.

Самый легкий пример в данной области — это создание звука ветра. Но я думаю вы с этим сами легко справитесь, назначив выход белого шума на любой фильтр низкой частоты 12 дб на октаву. Давайте попробуем что-то более сложное. Я предлагаю синтезировать шум волн моря, находящихся вдали от вас. Взгляните на патч:

arturia moog modular

Шум моря

Во-первых, нам понадобится один генератор розового шума, два генератора S&H, один генератор низкой частоты. В чем суть: используя «мягкий» розовый шум, пропустим его сперва через фильтр высоких частот со срезом 6 дб на октаву, чтобы «отдалить» звук волн моря. После чего, мы его сразу направляем на фильтр нижних частот, расположенный выше — срез до 90 гц позволит нам создать звук волн. С выхода сигнал разделится на два усилителя VCA, которые с панорамированы в разные стороны (нам же нужен объёмный звук). Их громкость будет регулировать генератор низкой частоты с помощью синусоидальной волны — звук будет перетекать из левого канала в правый, создавая перед нами панораму. Есть правда один минус — так как генератор создает ровную синусоиду, то звук волн просто будет плавно переходить из одного канала в другой. Такой момент очень явно придаёт звуку искусственность происходящего! Когда вы стоите на берегу моря, звуки приходят хоть и плавно со всех сторон, но всё-таки хаотически. Поэтому нам нужно добавить к генератору низкой частоты «неожиданность», подмешав сигнал от модуля S&H (который генерирует звук от розового шума). Параметр glide нужно выставить на очень большое время, чтобы изменения были плавными, а параметр clock примерно поставить на туже частоту, что и у генератора низкой частоты. Это позволит нам оживить прибой:

Перкуссия.

Здесь можно создать множество звуков: от рабочего барабана до закрытого хэта. Вот простой патч закрытой тарелки:

arturia moog modular

Закрытый хэт

В основном синтез в данной области основывается на фиолетовом шуме с использованием усилителя, управляемого генератором огибающей. Секрет перкуссионных звуков заключается в генераторе огибающей. Именно он может сделать звук похожий на снейр, хай-хэт или томы, изменяя их атаку, сустейн и т.д. Очень легко:

 

Синтезированные эффекты, основанные на шуме.

Сюда входит просто безграничная по возможностям область синтеза, но каких-либо условных критериев тут просто нет. Однако, этот вид синтеза является редким просто из-за того, что мало людей смотрят на шум, как на источник чего-то существенного в звукодизайне. Это очень большое заблуждение, которое не раз опровергалось знаменитыми композиторами и звукодизайнерами. Давайте синтезируем «песочные» пады. Взгляните на патч:

arturia moog modular

Песочный пад

Нам понадобится три генератора звуковой частоты, генератор белого шума, кольцевой модулятор, два фильтра низких частот и один генератор огибающей. Пропустим «белый» шум через фильтр низких частот, получив разновидность «красного» шума — он нам понадобится для прямой, но мягкой модуляции широты скважины пилообразной и квадратной волны. Одновременно розовый шум будем использовать для частотной модуляции (FM-синтеза) третьего генератора пилообразной волны. Все остальное это дело вкуса — два первых генератора отправляем на первый фильтр низких частот, чтобы сделать пады более приятными на слух, а третий генератор пропустим через кольцевой модулятор и второй фильтр низких частот — это придаст электронный оттенок звуку:

Я буду рад, если эта статья раскрыла для вас широту возможностей шума в синтезе звука. Надеюсь, что с этого момента данный модуль станет неотъемлемой частью вашего звука. Удачи!

Продолжение следует…

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт sergeitrunov.ru обязательна!

1 комментарий

  1. Dryft

    Емко и понятно, спасибо !

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: