«

»

Arturia moog modular v tutorial (часть 1): практическое рукводство

moog modular tutorialMoog Modular V от Arturia считается одним из самых популярных, среди музыкантов, цифровых синтезаторов эмулирующих модульный принцип. Его обширные возможности в области «классического» синтеза звука поражают пользователей: инвариантность подключения, большое количество основных и редких модулей, глубокий контроль управления, возможность настройки независимо четырех клавиатур и многое другое. Все это делает данного монстра сугубо мощной синтезирующей станцией, позволяющая вам выйти на предел субтрактивного синтеза, при одном «но»: если вы полностью его изучите! А вот этот момент является камнем преткновения для многих начинающих звукодизайнеров: лицевая панель Moog Modular V настолько набита разными и странными приборами, что глаза просто разбегаются, а их работу без должного изучения, трудно понять одним лишь «методом тыка». В этой статье я попытаюсь досконально показать основные принципы работы с синтезатором и надеюсь, что новички по достоинству оценят данный продукт Arturia.

Немного истории.

Обычно, когда говорят о Moog modular, то имеют виду систему 55, которая была распространена с 1970 по 1980 года. Ее создателем является Роберт Муг – один из пионеров в области электронных инструментов. Свой первый модульный синтезатор он продемонстрировал в 1964 году на AES. Тогда это была еще не система 55, а более простенькая станция синтеза. First Moog ModularНо настоящий прорыв на рынок случился в 1968-м.Тогда музыкант и звукоинженер Уолтер (Уэнди) Карлос и продюсер Рэйчел Элкинд, одними из первых купившие Moog, записали на нем альбом»Switched-On Bach» (Включенный Бах) — электронную версию четвертого Бранденбургского концерта. Это стало прорывом! После него, фирма Moog Music пошла вверх, благодаря продажам. Это стало стимулом и Роберт разрабатывал все более новые модули и группировал их разные паки, именную по количеству вошедших в них блоков. Так появилась система 55.moog modular system 55 Ей владело множество музыкантов того времени и звук данной системы присущ почти половине всех выпущенных альбомов 70-80 х. Артурия, вдохновленная этим, реструктуризировала почти все модули данной системы (даже крайне редкие). Поэтому мы имеем очень добротную станцию звукового субтрактивного синтеза. Насколько она соответствует по звуку реальной moog modular system 55 не имеет особого значения, так как само звучание данного плагина (или программного хоста) не уступает любому аналоговому синтезатору, а этого для начального творчества просто предостаточно.


Один из известнейших музыкантов использующий system 55

system 55


Давайте взглянем на состав модулей Moog Modular V (мною будет дан краткий комментарий по каждому из них, а подробно мы рассмотрим в отдельных статьях):

1 Девять генераторов звуковых волн, сгруппированных по три тройки и у каждой тройки по одному общему драйверу (модуль 921А и 921Б). Это сердце синтезатора! Данные модули синтезируют основные формы звуковых волн: синусоиду, треугольную, квадратную, пилообразную. Имеют довольно глубокое управление, которое не имел железный оригинал. генераторы

2 Два генератора низкой частоты (модуль 901). Применение данного девайса обширно: с помощью него можно создавать вибрато, автомикширование, различного рода эффекты и управлять регуляторами других модулей. генератор низкой частоты

3 Три слота под модули фильтров: низких частот (модуль 904A), высоких частот (модуль 904B), фильтр Коуплера (модуль 904C),  мультимод. Ну это основа субтрактивного синтеза, благодаря данным модулям спектр звука, поступающий на них, фильтруется, отсевается или корректируется. фильтр высоких частотфильтр низких частотфильтр коуплерамультимод

4 Шесть генераторов огибающей (модуль 911). Данный блок нужен для создания формы сигнал ADSR, то есть сигнала с регулируемой атакой, спадом, поддержкой, затуханием. Используется в группе с усилителями, фильтрами для формирования звука (пэды, струнные или звонкие) или управления контроллерами других модулей. генераторы огибающей

5 Два генератора огибающей (модуль 914) с выходом на общий усилительный каскад. Формирует звук на выходе. Общие генераторы огибающей

6 Двойной триггер задержки (модуль 911A). Довольно интересный модуль, который создает сигнал через определенное заданное время. триггер делей

7 Генератор белого и розового шума со встроенными фильтрами низких и высоких частот (модуль 923). Шумы, шумы, шумы — от ветра до специфичных  нойз басов. Широкий спектр применения. генератор шума

8 Кольцевой модулятор Харалда Боде (модуль 6401). Используется для создания металлических звуков и всякого рода специфических звуков. кольцевой мудолятор

9 Четыре повторителя огибающей (модуль  912) (генераторы огибающих зависимых от входного сигнала). Данное устройство повторяет форму поступающего сигнала и на основе его строит сигнал огибающей. Можно применять как  для создания эффектов по верх живого играющего инструмента, так и для интересных звуковых экспериментов. повторитель

10 Два генератора S&H (модуль 1125). Функция Sample & Hold позволяет засэпмлировать отрезок модулирующей волны и в течение какого-то времени обрабатывать исходный сигнал именно этим отрезком. В качестве примера применения такого эффекта можно привести ступенчатое изменение частоты среза фильтра, происходящее с некоторой погрешностью. S&H

11 Фильтр формант. Это система резонансных фильтров, предназначенная для генерации речевого сигнала с заданной фонетической структурой. Его можно так же использовать как набор полностью управляемых параметрических эквалайзеров. фильтр формант

12 Октавер Харалда Боде (модуль 6552). Очень специфичный и редкий модуль, созданный инженером Харалдом Боде. Опускает или повышает высоту входящего сигнала.  Bode Frequency Shifter

13 Фиксированный эквалайзер (модуль 914). Является классическим эквалайзером в прямом смысле этого слова. Корректирует АЧХ на выходе. эквалайзер

14 Секвенсор (модуль 961CP). Эта самая знаменитая и узнаваемая модель секвенсора. Используется как и для автоаккомпанемента, так и для автофильтрации, или для управления другими модулями.  секвенсер15 Модуль двойной задержки. Используется для создания эхо, пространства путем повторения сигнала во времени как правило с меньшей амплитудой громкости. модуль двойной задержки

16 Модуль хоруса. Создает эффект хора, путём добавления к исходному сигналу его собственной копии или копий, сдвинутых по времени на величины порядка 20-30 миллисекунд, причём время сдвига непрерывно изменяетсямодуль хоруса

17 Модуль 12 уровнего файзера. Звуковой эффект, который достигается фильтрацией звукового сигнала с созданием серии максимумов и минимумов в его спектре. По принципу работы схож с хорусом и отличается от него временем задержки (1-5 мс).модуль файзера

18 Микшер (или линейка усилителей, которых можно преобразовать в микшер). Можно использовать как отдельный усилитель, инвертор, аналоговый клиппер или как группу микшеров.Микшер

19 Модуль выходов. Выходы секвенсера, Х-У джойстиков, модуляции,  и т.д. Используются для управления различными модулями.модуль выходов

20 Клавиатура с блоком раскладки, два 2 pad контроллера и модуль внешнего управления. Здесь есть котроллеры для внешнего управления различными модулями, так и для создания четырех различных раскладок клавиатуры.блок внешнего управления Блок настройки клавиатуры

Как видите, количество блоков очень много и каждый из них будет изучено нами очень придирчиво. Хорошее понимание работы отдельных компонентов дает вам свободу в творчестве. Вы сможете более «объёмно» взглянуть на возможности синтеза звука, достичь полноту «границ», что даст вам колоссальное подспорье вовремя звукодизайнерства – мгновенно видеть «каким» инструментом можно подкорректировать звук, чтобы получить то что вы хотите или расширить возможности звуковых экспериментов.

Продолжение следует…

я в твитере я в фейсбуке я в контакте я в ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: