«

»

Bobby Owsinski книга живого звука (часть 2): концертная звукорежиссура коммерческого уровня

концертная звукорежиссура книгаВ прошлой статье (а также в книгах) Бобби Овсински делился секретами для быстрой записи концертного звука в условиях, когда нет времени на подготовку к более профессиональной работе, но нужно на приемлемом уровне смикшировать «живой» альбом. Теперь уже разговор пойдёт о профессиональном подходе, когда у вас есть время и вы на целены на высокое качество работы.

Bobby Owsinski:

более профессиональный подход заключается в более координационной работе микрофонов и их положения при записи – это даёт весомые возможности при последующем микширования, возможность воссоздать атмосферу или даже убедительно передать всё происходящее, как будто слушатель сам стоит по среди толпы во время выступления. Как раз, именно это отличает профессиональную запись живого звука от простого помешивания «публики».

Но прежде чем перейти к профессиональной живой записи, давайте рассмотрим ещё три метода, которые не являются простыми, как первые показанные мною варианты, но не относят к консольной категории работы:

  • «Передний фронт». 
    концертная звукорежиссура книга

    Передний фронт

    Прямо перед сценой поместите два одинаковых микрофона между громкоговорителями, которые направлены в середину аудитории (помещения). Хитрость заключается в том, чтобы найти такую нулевую точку положения между громкоговорителями, где их громкость звучание наиболее слабая. В качестве доп. варианта (усложнённого) используйте два микрофона, направленные к центру, и еще две микрофона направленные в стороны от центра. Вообще, способ «передний фронт» идеально подходит для случая, когда нет возможности разместить звукосниматели в самой аудитории. Если у вас есть балкон над сценой, то вы можете проделать тоже самое, только микрофоны нужно нацелить не на центр, а на последний ряд слушателей.

  • «Позади».
    концертная звукорежиссура книга

    Позади

    Размещение микрофонов на задней части сцены обеспечивает отличный звук барабанной установки (это конечно не то, что вам в первую очередь нужно), но что более важно для «живой» записи — это приводит к великолепному звучанию аудитории. Разместите их на высоких стойках в задней части сцены, направив их в спину певца(ов), как показано на рисунке.

  • «Задний фронт».
    концертная звукорежиссура книга

    Задний фронт

    В данном случае, пара микрофоны располагаются от задней стены в направлении аудитории. Здесь очень важно разместить их на расстоянии не менее 2 метров как от самой стены, так и от углов, чтобы избежать вредоносных отражений от данных элементов.

Профессиональное расположение микрофонов при серьезной коммерческой записи.

концертная звукорежиссура книга

Консоль по середине концертного зала

Теперь мы затронем профессиональное консольное расположение микрофонов при записи в больших залах или на стадионах. Как вы знаете, в середине аудитории расположена консоль для живого микширования звука (это конечно лучший вариант, чем расположение на балконе). Очень часто бывает, что именно она является отправной точкой для создания натуральной атмосферы выступления. Вам понадобится четыре узконаправленных микрофона, расположенных по углам вашего консольной комнаты, как показано на рисунке:

концертная звукорежиссура книга

Базисное расположение микрофонов вокргу консоли

Передние два микрофона должны быть направлены в углы громкоговорителей, в то время, как задние микрофоны производят глубокий съём с задних углов стадиона (площадки или концертного зала). Этот подход превосходно работает сам по себе, но еще лучше с добавлением ранее показанных мною приёмов записи – как «передний фронт», «задний фронт» или «простые способы» из первой части статьи. Вот вам как пример, более сложная конструкция записи микрофонов, но дающая просто шикарный эффект со  «простым способом 3» + «передний фронт»:

концертная звукорежиссура книга

Базис + «3 способ» + «передний фронт»

Такое расположение звукосъема создаёт какую-то прям действительно приятную атмосферу. Главное не забывайте записывать на отдельные (стерео-моно, в зависимости от микрофонов) аудиодорожки для дальнейшего микширования.

Конечно, микширование на открытом пространстве вводит свои ограничения по сравнению с помещениями: во-первых, размещение становится технически намного сложнее, с меньшим количеством возможности подвешивания микрофонов. Во-вторых, восприятие окружающей аудитории становится объективно слабее из-за отсутствия реверберации, поэтому вам придется прибегать к использованию большего количества микрофонов и приёмов записи. И не забывайте о ветровой защиты, потому что ничто так не гробит живую запись, как ветер.

Bobby Owsinski и методы записи живого звука (часть 1).

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт sergeitrunov.ru обязательна!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>