Бакла вернулся к цифровой технологии для серии 300, которая являлась по сути соединением 200ых модулей и компьютерной системы, включающей в себя 8-битный центральный процессор «8080», дисковод, видеомонитор, интерфейсы к модулям синтезатора и музыкальный язык – «патч IV» (специально созданного для этой системы). Затем в 1978 он еще больше развил эту идею сделав «Touchе»: дуофонический трехгенераторный с восьмиголосной полифонией квадрафонический цифровой синтезатор, основанный на 16-битном процессоре с другим специальным музыкальным языком.
Это воплотило много радикальных идей, тому подобное как кроссфейдинг (взаимопроникновение за счет взаимной смены громкости) одного звука к другому и способности записать музыкальную фразу в режиме реального времени и затем в виде петли проиграть ее во время живого выступления. При цене 8 500$ «Touche» был более дорогим и менее интуитивным, чем Prophet 5 или Oberheim OBX – по этой причине у него не было огромного коммерческого успеха, несмотря на его инновационную технологию. Всего лишь пару единиц было создано.
Под конец 70-х Бакла стал значительным аутсайдером на рынке синтезаторов в плане подхода к синтезу. Тем не менее, такой статус его не останавливал, и он продолжил еще сильнее расширять возможности синтезатора. Его следующий инструмент — «Buchla 400» скрестил в себе три центральных процессора, каждый из которых был разработан для определенной области звукового преобразования. Первый отвечал за пользовательский интерфейс и управление всем синтезатором. Второй управлял звуковыми генераторами, а третий (вполне возможно, сформированный на технологии «Touchе») — производил сам звук. Все это управлялось еще одним музыкальным языком под названием ‘MIDAS’ (основанный на некоторой разновидности языка программирования FORTH).
Buchla 400 Series
Серия 400 была способна подключаться к серии 200 и управлять некоторыми ее функциями, к примеру: визуальное отображение голосов и их редактирование, редактирование в аналоговом стиле, программирование FM-синтеза, а также возможности многократных вычислений и нотации в SMPTE timecode – все это было просто сверх радикальным по тем меркам. Его шестиголосный секвенсор достоин отдельного упоминания: прежде всего, он был разработан для «Buchla 400» и в него входили такие умения, как редактирование нот, вставка нот, копирование нот, перемещение нот, петля и отмена предыдущих команд. Вы даже могли включить CRT непосредственно в серию 400 и увидеть последовательность нот в форме сетки! Это был 1982 г, за год до MIDI, и за долго до домашних компьютеров (не говоря уже о программах на Macs и PCs, способных показывать секвенсоры в таком привычном для нас сеточном стиле)!
В 1987 синтезатор «400» был заменен на «Buchla 700», который в течение долгого времени, казалось, станет последним из его разработок. Он включал в себя четыре центральных процессора (четвертый обработал поступающие/отбывшие аналоговые и цифровые данные), имел двойные серийные порты RS232 и множество MIDI входов и выходов. Более мощные процессоры (чем на «серии 400») позволял «Buchla 700» увеличивать количество генераторов звука и их возможности. Тем не менее, модель 700 всё еще внешне была по стилистики как все Buchl`ы: все те же чувствительные к прикосновениям потенциометры вместо клавиатуры, маховые колёсики регулировки, выключатели, контроллеры ленты и остальные классические баклавские фишки.
К концу 80-х Бакла начал отворачиваться от тематики синтеза, и вся его продукция с начала 90-х была на целена на, разного рода, контроллеры. Контроллер MIDI «гром» предоставлял музыканту шестиугольный 26 клавишный тоуйчпэд, и последующее его развитие в серии «молния 1» и «молния 2». Любые движения на них, преобразовывали всю информацию в MIDI, которая могла передаваться и/или использоваться для управления встроенным 32-ух голосным синтезатором.
Финалом midi-контроллеров в конце 20 века стал «Marimba Lumina» — прибор со встроенным источником питания, включающий наборы диодов для подсветки пэдов и полос, на которых играли, используя молоточки. Ну и конечно, такой контроллер имел множество возможностей, не доступных для традиционных маримб: внутренний синтезатор и способность распознать любой из четырех типов молотка при ударе в любой пэд и при этом сделать любое программируемое действие со звуком. Уменьшенный вариант «Marimba Lumina 2.5», был выпущен в 2002. Вскоре после этого Бакла решил вернутся к синтезаторам серии 200 — к серии, которая приведет его к легендарной модели 200е (позже мы ее полностью рассмотрим).
Buchla 200e (часть III): цифра или аналог?
Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе