«

»

Buchla 200e (часть III): цифровой или аналоговый?

buchlaСпособность патчить 200e серию как обычный аналоговый модульный синтезатор не означает, что это — обычный, аналоговый, модульный синтезатор. Документация описывает buchla 200e как «аналоговый» лишь по тому, что в ней утверждается «аспект», который у пользователей ассоциируется с этим «аналогом». Другими словами, в 200e серии есть те самые кнопочки, регуляторы, ручной метод патча, — все то, что связано «железным аппаратом». Многие люди не понимают этого. Бачла считает новое звуковое поколение – специальным миксом из аналоговых и цифровых методов, использование которых было в некоторой степени определено экономическими факторами, а также устареванием компонентов, используемых в исходных модулях 200 серий. Возьмем, к примеру, сложный генератор формы сигнала модуля 259e. Бачла утверждает, что ‘нет никаких неопровержимых доводов в пользу аналоговой схемы в генераторах’, таким образом, оба генератора 259e — цифровые. В сущности, у них только метод управления и выходы — аналоговые. То же самое верно для 260e модуля тонального генератора Шепарда и различные источники S&H (модуль 266e). Остающиеся модули используют сигналы цифрового управления, связанные с путями аналогового сигнала.

Одних только этих фактов достаточно, чтобы вызвать пароксизмы у «аналоговых» пуристов, но некоторые подходы в цифровой реализации buchla 200е раздражают и меня. Бачла утверждает, что нет никакого квантового шума в 200e, так как параметры управления квантуются между 8 и 12 битами, в зависимости от поставленной цели. На странице веб-сайта Бачлы с часто задаваемыми вопросами утверждается, что диапазон разрешений конверторов ADCs и DACs у 200e серии от 6 до 16 бит, но я понимаю, что 16-разрядные преобразователи используются только для преобразования звукового сигнала, а не аналогового сигнала управления. Хотя 12 битов достаточны для многих функций управления, но, все-таки, это не много. Приведу пример: два генератора расстроены вокруг нужной ноты для создания эффекта «хора»: управление скоростью расстройки, чрезвычайно важно при для получения данного тембра, но даже 12-разрядное разрешение может быть недостаточным для надлежащего контроля для такого рода синтеза.

Многие мои читатели знают, что я не аналоговый пурист. При условии, что цифровая область продвинулась далеко в перед, я не думаю, что использование цифровой технологии в звуковом тракте – это то, что стоит стыдиться, особенно когда возможности звуковой генерации основывается на таком уровне, который не был доступен раньше. Следовательно, я немного поражен Бачлой – тем человеком, который разрабатывал цифровые генераторы начиная с Модели 500 в 1971 году; тем человеком, который готов использовать наиболее передовую технологию для поставленной задачи… но, почему-то, сделавший намеренную путаницу вокруг синтезатора 200е, назвав его полностью аналоговым.


 

buchlaОригинальные модули серии 100:

  • 100 Свободный кабинет.
  • 101 Свободный кабинет.
  • 102 Двойной стерео локатор.
  • 106 Шести-канальный микшер.
  • 107 Микшер под управлением напряжения.
  • 110 Двойной гэйт под управлением напряжения.
  • 111 Двойной кольцевой модулятор.
  • 112 Источника напряжения под сенсорным управлением.
  • 113 Источника напряжения под сенсорным управлением.
  • 114 Источника напряжения под сенсорным управлением.
  • 115 Источник питания.
  • 117 Двойной детектор приближения.
  • 120 Распределитель.
  • 123 Источник питания секвенсера.
  • 124 Панель патчинга.
  • 130 Двойной детектор огибающей.
  • 132 Синтезатор звуковой волны
  • 140 Временной генератор пульса.
  • 144 Двойной генератор квадратной волны.
  • 146 Источник питания секвенсера.
  • 148 Генератор гармоник.
  • 150 Частотный контур.
  • 155 Двойной интегратор.
  • 156 Двойной процессор управления напряжением.
  • 157 Контролер инвертного напряжения.
  • 158 Двойной генератор пилообразной\синусоидной волны.
  • 160 Генератор белого шума.
  • 165 Двойной источник  рандомного напряжения.
  • 170 Двойной микрофонный предусилитель .
  • 171 Двойной инструментальный предусилитель.
  • 172 Двойной выравниватель сигнала.
  • 175 Двойное управление линейной эквализацией.
  • 176 Двойной «шипящий делитель».
  • 180 Двойной генератор атаки.
  • 185 Преобразователь частоты (октавер).
  • 190 Двойной ревербератор.
  • 191 Фильтр с крутым срезом.
  • 192 Двойной фильтр низких частот.
  • 194 Фильтр средних частот.
  • 195 Фильтр октавного формата.
  • 196 Преобразователь фазы.

buchlaПатчинг и внутренняя маршрутизация.

То, что сразу не очевидно, но становиться известно во время использования 200e, — это то, что есть 14 шин в пределах синтезатора: некоторые предоставленные виде внешнего патч-роутинга, другие полностью убраны внутрь. Вы управляете ими с внешней панели декодирующего модуля MIDI/USB 225e. Это, для большинства целей, сердце синтезатора.

Десять из шин обеспечивают преобразования напряжения для MIDI/CV, и все они имеются в виде банановых сокетов на панели 225e. Названные E, F, G и H — они являются взаимозаменяемыми шинами «нот», которые отвечают за индивидуально определяемые пользователем каналы MIDI, а также за кривые велосите, высоту ноты, силу нажатия и гейт-выходы. Другие шесть (J, K, L, M, N и P) предоставляют аналоговый эквивалент (ноль к диапазону +10V) для двух любых пользовательских контроллеров. К сожалению, хотя «послекасание» — один из пунктов данного меню, но почему-то данная возможность не функционирует. Есть много незаконченных функций и ошибок в этом модуле анализа – и само руководство даже признает это, написав в пособие для синтезатора: «MIDI протокол реализован частично. Но мы скоро это устраним».

Другие четыре шин (A, B, C и D) имеют внутреннюю маршрутизацию (и внешний патчинг к ним не применим): отдаленное подключение (через провода внутри синтезатора) передающее информацию о высоте ноты к четырем 259ым модулям; информация о силе нажатия через внешние сокеты A, B, C, D на 292ой модуль и селекторные сигналы с  A, B, C  D на два 281ых модуля. Во многих отношениях, эти шины – ключи синтезатора 200е, так как они управляют генераторами, огибающими, фильтрами подовая на них команды с миди-клавиатуры или с других модулей. Но здесь также есть проблемы – послание с бенд-котроллера не реализовано в принципе.

Конечно, у вас будет предвзятый взгляд на 200е, если вы его неправильно подключите (внутренняя шина обеспечивает только преобразование контрольных MIDI сигналов, но не звуков и не управляющего напряжения). С шинами, установленными правильно и правильные соединения между модулями поднимут вас на не достигаемую высоту. К примеру, учитывая, что каждая шина A, B, C и D может быть подключена к независимому каналу MIDI (а в 200e содержит в себе четыре основных генератора, восемь генераторов контура и восемь пар фильтр/усилитель), то его можно просто патчнуть как четыре независимых друг от друга монофонических синтезатора. Или как альтернатива: установить каждый из A, B, C, D маршрутизаторов к одному и тому же самому каналу MIDI и к ‘Poly’, что приведет к тому, что поступающие ноты будут правильно распределены между группами модулей «генераторов/контуров/усилителей» в режиме четырехголосной полифонией. Как только вы это сделаете, вы сможете получить звуки недоступные стандартному синтезатору с интегрированным MIDI.

Don Buchla 200e (часть 4): рассматриваем модуль 225е MIDI/USB Decoder

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>