«

»

Buchla 200e (часть I): самый дорогой синтезатор в мире

buchla 200eВместе с Бобом Мугом, Дон Бачла (Don Buchla )– является одним из великих отцов-основателей синтеза, и все же о нем и его инструментах мало что известно.  Я познакомлю вас с историей его новаторской работы по созданию синтезатора 21 века buchla 200e, который содержит все самое лучшее из аналогового и цифрового мира, тем самым я надеюсь изменить баланс в пользу этого гения…

Несмотря на успех Голливуда, некоторые символы никогда не пересекают Атлантику успешно с запада на восток. Произнесите: ‘Бейб Рут’ среднему британцу, и вам расскажут об маленькой девочке, слишком молодой, чтобы играть в бейсбол. Аналогично, имя ‘Дон Бачла’ вызовут ассоциацию с крестным отцом. Странно то, что описание не так далеко от истины, как вы могли бы вообразить. В США есть три ‘крестных отца’ синтеза: Алан Перлмен, Боб Муг, и — в основном неизвестный в Англии — Дональд Бачла.

Бачла был современником Муг, и как тот, также участвовал в создании первых синтезаторов на заре 60-х. Он продолжал этим заниматься в 70-х и в 80-х, но коммерческое признание и известность, подобно Мугу, ускользнули от него, и тогда он сконцентрировался на контроллерах (а это были уже 90-е). В 2002 году он лихо вошел в болото музыкальной индустрии, решив заново изобрести свой самый успешный синтезатор — серию 200, созданную еще в 70-х, но осовременив ее до такой степени, что новое детище стало самым дорогим синтезатором 21 века. Через три года кропотливой работы и вот он – особенный синтезатор с потрясающе огромным ценником (средняя цена 20000$, полный комплект может достигать до 35000$). Это — Buchla 200e.

Перед рассмотрением его модулей, которые я сделаю подробно в следующей статье, есть много глобальных аспектов в серии 200e, которые желательно сперва обсудить. Ведь этот синтезатор очень интересен сам по себе. К примеру, он не является модульным, и при этом это не интегрированный синтезатор. «Полумодульный?» — подумаете вы и окажетесь снова не правы. Если не брать в серьез хитропопый маркетинг фирмы, который описывает его как аппарат «прямого аналогового синтеза», то 200e нельзя назвать чистым аналоговым синтезатором. Но при этом, он не является чисто цифровым, и даже не попадает под категорию «цифровое управление аналоговым синтезом». Это — гибрид, но не такой, как другие гибриды аналогово-цифрового направления. Запутались? Я не упрекаю вас.

buchla 200eBuchla 200e удивительно маленький, если сравнивать его с местом, которое занимает Minimoog.  Он включает три ряда модулей, смонтированных в три деревянных короба. Когда серия 200e анонсировалась, многие владельцы старых 200-х систем думали, что эти два синтезатора будут абсолютно межсовместимы, позволяя вам держать модули от 200 и от 200e в одних и тех же корпусах, и от того же электроснабжения. Однако этому не суждено было быть. В то время как глубина коробов была достаточна для того, чтобы уместить в себя самые глубокие модули 200e серии, модули из 200 оказались слишком громоздкими.

Синтезатор содержит в себе 16 модулей, но их функции не всегда очевидны, потому что Бачла (как в других своих продуктах) называет модули и их функции довольно неясными, нестандартными названиями. Но самое сильное впечатление — от плотности: большое количество кнопок,  гнезд, светодиодов и экранов на квадратный дюйм (ни у одного синтезатора я такого еще не видел). Это делает 200e невероятно навороченным, а также создает побочный эффект: он светится как Оксфорд-Стрит на рождество.

Было некоторое беспокойство в интеренет-сообществе по поводу электрических спецификаций системы 200e, и её возможности взаимодействовать с другими модульными синтезаторами. И эти беспокойства оказались правильными: серия 200e имеет другие стандарты, чем принятые за основу «1 вольт на октаву». Чтобы поддержать совместимость с оригинальной системой 200 с, нужно использовать чуть меньше чем 1.2 Вольта на октаву – другими словами, использовать 200e с другими модульными синтезаторами особо не удастся. Да и играть на нем будет очень трудно, если у вас не приобретен модуль для миди интерфейса.

История Бачла и его компании.

Дональд Бачла родился в Калифорнии в 1937 году и, оказалось, очень одаренным человеком, с интересами к музыке, физике и физиологии, работая неоднократно в области исследования биофизики, музыкальной композиции языка, биологической обратной связи и в физиологических телеметрических системах. Он даже изобрел пособие для слабовидящих людей. Но именно, в области музыкального синтеза его лучше всего будет вспомнить. Благодаря гранту в размере 500$ от Фонда Рокфеллера, Бачла построил свой первый синтезатор в 1963 году. Получивший название «Серийная Система Электронной Музыки» серии 100 — это детище сильно отличалось от инструментов, разработанных одновременно Бобом Мугом. Подход Бачлы сконцентрировался на развитии инновационных звуков, а не в производительности традиционных мелодий. Его идеи были (и до сих пор остались), тайным обращением к авангардистским музыкантам, а не к господствующей музыкальной тенденции. И это не стало причиной неприятия серии 100 публикой, так как 50-е были десятилетием захватывающего экспериментирования в области электронной музыки и ее воспроизведения, хотя прогресс был невероятно медленным, граничил со сложной и громоздкой записью на магнитную ленту. «Управляемые напряжением» синтезаторы Бачлы, в то время (глубокомысленны и непроницаемы по сегодняшним стандартам), были огромным шагом вперед, который позволил композиторам управлять звуками в режиме реального времени, соединяться с внешними устройствами и воспроизводить результаты с капелькой непротиворечивости. К примеру: кроме стандартных модулей синтеза, были и неимоверно специфичные (прям из будущего). Модуль 117 — двойной датчик близости (с его антеннами стиля Теремина), Модуль 123 и Модуль 146 — навороченные секвенсоры (которые могли одновременно управлять высотами, амплитудами, и продолжительности последовательностей нот), Модуль 148 – генератор гармоник (который синтезировал звуки от их первых 10 гармоник), Модуль 185 – модуль изменяющий высоту тона, Модуль 195 —  фильтр октавного формата (он расщеплял сигнал на 10 частотных полос частот), Модуль 196 — фазовращатель. Когда вы осознаете, что в то время музыкальный топ только начали возглавлять Битлз, а Муг начал выпускать свои модульные системы, то понимаете – какой полет фантазии и изобретательности имеет Бачла.

Но даже не подход к синтезу ассоциировался с этим гениальным человеком, а клавиатура, с помощью которой управлялся синтезатор. Бачла был истинным учеником авангарда и не как не мог смерится с тем, чтобы потенциал его новых музыкальных инструментов был ограничен приделами уравновешенной октавы с 12 нотами, или черно-белой клавиатурой фортепьяно. Поэтому он сторонился «механизмов» по типу стандартных клавишных инструментов и сделал чувствительные к давлению точпады (на подобие сенсорных панелей) в Модели 112, у которой контакты (что-то вроде клавиш), расположены в виде прямых линий, а у Модели 113 – это были концентрические круги. Все они генерировали напряжение в зависимости от касания и движения вдоль сенсорной панели – то есть, ни каких вам фиксированных нот. Несмотря на то, что вы могли настроить выводы 112-ой в хроматической гамме, ее геометрия делала стандартную игру невозможной, и вынудила музыкантов размышлять в другой музыкальной плоскости и в сфере электронной музыки.  Сюзанна Сиэни (та что работала в фирме Бачлы) объяснила привлекательность этого новаторского подхода так: «Я смотрела черно-белую клавиатуру как на несоответствующий интерфейс данному синтезатору. У Buchla я использовал сенсорную клавиатуру, и у меня могло родится 20 разных вещей и ни одной ноты».


1960 г Дон Бачла с синтезаторами серии 100
buchla 200ebuchla 200e

 


Точпады Бачлы хорошо подходили для экспериментов в 60-е, но музыканты все еще хотели играть мелодии, но система 100 была неумолима в этом отношении: даже если вы попробуете настроить клавиатуру, то осцилляторы были нестабильными и подвержены постоянному дрейфу, таким образом, Buchlas series 100 остался в стороне — его использовали либо в колледжах, либо крошечное количество музыкальных пионеров, подобно Мортону Суботнику и Уолтеру (пр-Венди) Карлосу. Даже краткое производственное соглашение с CBS не удалось принести коммерческого успеха (притом, что в 1970-е, инструменты Бачлы в ценовой категории были намного дешевле по сравнению с синтезаторами от Moog music, EMS и ARP).

Серия 100 оставалась в производстве до 1970, после чего, появилась его новая серия 200.


Серия 200
buchla 200e

 


Бачла теперь обратил внимание на господствующую тенденцию, и покорился давлению рынка, добавив новую модель 218 и 219 со стандартной клавишной клавиатурой (позже замененных на Модель 221. Позже, он даже представил другие модели: 237 с тремя голосами (в три октавы) и 238 с четырьмя голосами (в пять октав), последняя которая даже включала в себя цифровой выход для связи с миникомпьютерами. Но задолго до клавиатуры 238 Бачла в 1971 развивал цифровую технологию и сделал первый в мире ‘в цифровой форме управляемый аналоговый’ синтезатор серии 500. Мы знаем, что это основывалось на специальных межданных 7/16 миникомпьютерах и что он использовал клавиатуру стиля фортепьяно в качестве устройства ввода, но, кроме этого, мало что известно об этих компьютерах. Вероятно, что только три были построены, и только два, как известно, выжили до сегодняшнего дня.


Серия 500, 1971 годbuchla 200eСистема 200-081 Music Easel Buchla 200e


Во многих отношениях серия 500 была просто настоящей диверсией в музыкальном сообществе. В неё вошло много новаторских идей, которые будут позже усовершенствованы другими компаниями, но в течение 70-х, серия 200 осталась единственным коммерчески жизнеспособным продуктом Бачлы. Чтобы сделать её более доступной, компания поставляла широкий диапазон предварительно сконфигурированных систем. Самой маленькой и самой доступной из них была система 200-081 Music Easel, представленная в 1972 году. Стоя не больше 3 000$, помещенная в корпус-портфель (чем-то схожим с EMS Synthi AKS), она была обеспечена одним единственным модулем Модель 208 – комбинированный осциллятор с управляемым напряжением генератора огибающей, с вводом внешнего сигнала, модулятор (который обеспечивал амплитудную модуляцию и фильтрацию), генератор шума, генератор контура, генератор такта/генератор огибающей, пост-микшер и модуль реверберации. Music Easel мог даже сохранить историю патч-пресетов на специальные «программные карты» — очень потрясающая идея, когда «большинство музыкантов запоминали патчи своих синтезаторов» с помощью листка бумаги с набросанными картинами кнопок и ползунков. А вы могли сохранить свой пачт-пресет, просто спаяв надлежащие значения резисторов на карту! Бачла поставлял шесть пустых перфокарт и пакет резисторов в каждом комплекте Модели 208, откуда пошла легенда о «шести воспоминаний»!

Продолжение следует…

я в твитере я в фейсбуке я в контакте я в ютубе

1 комментарий

  1. beaver

    только он совсем не Бачла: можно в найти ютюбе, что он сам и другие говорят «букла»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>