«

»

Dark-музыка или «тёмная» гармония: общий анализ стилей dark-ambient,-mistikal,-noise и др.

“Dark” — слово, которое объединяет собою многие жанры музыки под одной общей чертой — «тёмной гармонией»; музыкальной структурой, которая принципиально идет в разрез основным идеям классической музыки и некоторым современным популярным направлениям. Данный стиль можно назвать молодым, хотя его корни прослеживаются у многих композиторов 18-19 века, но реальное начало ему положил конец 20- начало 21 века. Влияние таких композиторов и групп, как Клаус Шульц, Тангерим Дрим породило направление Dark Ambient , от которого распустили корни разные стили, хотя параллельно с этим шли отдельные сочинения в другой нише: звукосопровождение для фильмов-ужасов, современен переросшее уже в тематику для компьютерных игр. Оба эти направления повлияли на современные стили «dark» музыки. Как бы то ни было, в данной публикации мы капнем глубоко в структуру построения и изучим «тёмную гармонию», рассмотрим методы синтеза и тем самым, обобщим разные стили.


В кратце пробежимся по истории Dark-ambient:

Ambient (англ. ambient — окружающий). Возник в 70-х годах ХХ века, благодаря британскому композитору, который считается одним из основателей данного стиля Брайану Ино, а в СССР благодаря такому композитору как Михаил Чекалин (создатель отечественного эмбиента).С тех времен сформировалось несколько разновидностей, одним из них является dark-ambient.

Dark-ambient (от англ. dark — «тёмный», «мрачный»; англ. ambient — «окружающий») разновидноть эмбиенда, появившийся в конце 80-х годов, как продукт экспериментов эмбиент-композиторов, которые были пионерами в данном стиле. В его создании чаще всего синтезируются естественные шумы и звуки, такие как: металлический звон, шум цехов, станков; природные звуки: птиц и животных,плеск воды, шум леса. Для дарк-эмбиента характерна монотонность, минималистичность, лишенная эмоционального всплеска звука, но с резкими увеличениями громкости, а так же с использованием различных стуков, звуков падения предметов, хлопающих дверей и т. д.

Как пример раннего дарк-эмбиента, Клаус Шульц, Satz- Ebene (1972г)  :


Современные направления данного стиля отличаются друг от друга, больше аранжировкой, чем музыкальностью. Использование синтезаторов, скрипок, добавления шумов или их отсутствие — это больше дело вкуса, хотя все же есть некоторые моменты с использование инструментов (о них будет рассказано ниже). Но вам это мало поможет, если вы хотите сочинять в данном стиле. Самое основное — это музыкальная структура и в ней надо разобраться. Конечно, можно привести в пример современных групп из википедии (Tarentel, Double Leopards, Zelienople, Timothy D. Hecker, Jannick Schou (Cylon), Fabio Orsi, Mathias Josefson…. ), но думаю, вы сами туда залезете и посмотрите разных авторов, приведу только тех, которые сам считаю лучшими эталонами в этой области, в полной мере подчеркивающие «тёмный» стиль. Первым делом — это Акира Ямаока, создатель атмосферы для игр серии Silent Hill. Он, по праву, один из лучших в данном направлении (стиль mistikal dark-noeis-ambient). Говорить о таком направлении не упомянув его, было бы просто глупо, в своем творчестве он «переплюнул» почти всех современных авторов (хотя при анализе мы обратимся к другим композиторам тоже).

Как же строится «dark-музыка»?

                                      Тёмная гармония.

   «Какие ассоциации у тебя с этой музыкой? 

                    — У меня? Такое чувство, что строятся воздушные замки…» (с)

Во времена, когда у меня была рок-группа, мы не раз с ребятами «поглощали» и обогащали свой репертуар за счет разных стилей. Однажды, нам приглянулся «SimfonyBlack» и мы решили проанализировать его, попутно обращая внимание на песни и творчество других авторов смежных направлений. Будучи музыкантами, нам проще всего было приобщить все это к каким-либо условно-музыкальным законам. «Условно» — по тому, что как таковых законов то нет. Но есть «фундамент», от которого всегда можно оттолкнутся при создании музыкальных тем.

Dark, условно, можно поделить на три вида: «туманный», «темный» и «совершенный».

                                                I «Туманный».dark музыка

Музыкальная структура таких композиций всегда, как бы, «плавает» над хроматизмами. Она не погружается в них глубоко, не содержит огромное количество диссонансов. В какой-то степени, в ней прослеживаются джазовые нотки из-за использования трезвучий с добавленными нонами, децима, ундецимами и терцинами (но это редкое явление), в основном , это аккорды с добавленной 2 ступенью.

Есть две закономерности:

  • Такие композиции используют различные комбинации септаккордов (малый мажорный, большой минорный, малый минорный, вводный, уменьшенный и т.д.) с минорными, увеличенными и уменьшенными трезвучиями.
  • В самой сетке, аккорды очень часто трансформируются от одной и той же ноты несколько раз подряд или строятся от предыдущих нот с интервалами — малая и большая секунда, малая и большая терция, уменьшенная кварта, увеличенная квинта, септима.

Это может показаться странным, но мажор тоже используется, хотя он, обычно, никогда напрямую не сменяется минором. Такие комбинации соответствуют многим dark-произведениям и добавляют тот «самый» штрих к музыке. Давайте попробуем наложить секту аккордов приведенным способом: возьмем такую последовательность Cm7M (большой минорный септаккорд от до), Сm7 (минорный септаккорд от до), Dm64 (второе обращение минорного трезвучия от ре) и Dm (минор от ре):

Как видите идет последовательность: септаккорд, септаккорд (трансформация от той же ноты), минор (обращение), минор (трансформация от той же ноты). Вторая закономерность: до, до, ре, ре, а интервал между до и ре — это большая секунда (как раз тот самый второй пункт условия).

Акиро Ямаока, Mirrored Guilt и The Rest:

Александр Золотов, компиляция из альбома Secret Gardens:

 

                                 II «Темный» (или полухроматический лад).dark музыка

Такие композиции по сравнению с первыми, имеют более сильные диссонансы внутри своей структуры и их музыка более «напряженная». Они используют в большей степени диссонансные интервалы при построении, как мелодий, так и аккордов: малая секунда, секунда, малая и большая терция, уменьшенная кварта, увеличенная квинта, септима. При этом вводится «полухрамотический лад» на основе натуральных ступеней минора с добавлением хроматизмов:

1   2   3   4#   5   5#   6   7b                
(2b )    пониженная вторая ступень — это редкое явление и иногда ее допускают, но надо не забывать, что при ней, гамма стремится к полному хроматизму (о полном хроматизме читайте ниже в подкасте «совершенный» Dark).

 

dark музыка

Пример применения:

Акиро Ямаока, Tense Discussion и Dark Again:


Хорошим примером использования диссонансных интервалов является тема Goodbye Blue Sky от Pink Floyd, в которой как раз можно увидеть переход от мажора к интервальному диссонансному проигрышу (комбинация интервалов: большая секунда-малая терция):

Goodbye Blue Sky диссонансные интервалы

Как видно проигрыш полностью укладывается в «темный» лад вместе с партией клавиш, кроме тех моментов, когда берутся аккорды для смены тональности.


Пример от «TrunoV SergeY CommunitY», Outside:

 

   

                                           III «Совершенный».dark музыка

Из названия можно подумать, что здесь будет говориться про совершенный диссонанс, но это не так. Игра полными хроматизмами не так «темно» звучит, как больше не разборчиво и грязно — нет слухового контраста между полутонами. Обычно, это удел новичков или любителей нойза… Музыканты по опытнее, используют этот метод во время контрапунктов или в звукодизайне для добавления атмосферности. О последнем мы и поговорим — о синтезаторах и методах синтеза, с помощью которых, можно создать чрезвычайно сильные диссонирующие и шумовые коллажи, применяя их дозировано и используя в виде основы «туманную» или «темную» музыкальные структуры.

Первым делом синтезаторы используют для трех вещей в данной области музыки:

  • Создание диссонансных синтезированных звуков.
  • Создание хроматических коллажей.
  • Создание шумо-перкуссионных эффектов.

Рассмотрим по подробнее:

1) Создание диссонансных синтезированных звуков.

Для этого подойдут любые синтезаторы, которые могут расстраивать генераторы, имеют возможность обработки кольцевым модулем и FM-синтез, ресинитез, грануляр синтез. Самые идеальные — Moog Modular от Arturia, Hartmann Nueron, Iris Izotope, virtual ans, плагин Morph от zynaptic. Вот несколько примеров:

Акиро Ямаока, Black fury и No Tommorrow 2 (в ней также используется третий пункт звукодизайна):

Пример от «TrunoV SergeY CommunitY»:


Пример гранулярного синтеза:


2) Создание хроматических коллажей.

Под этим понимаются пассажи, которые могут иметь микротоновые диссонансы. В данном случае, очень хорошо подходит Iris Izotope и virtual ans или любые дрон-генераторы. ANS, к примеру, имеет 48 нот в стандартной октаве, что позволяет создавать сложные «расстроенные» коллажи разной фактуры. Iris Izotope, на оборот вырезает спектр, позволяя соединять до 4 разных слоев в один. Звуковые примеры:

Пример от «TrunoV SergeY CommunitY» на virtual ANS:

Эдуард Артемьев, Солярис, Ил (аналоговый ANS):

3) Создание шумо-перкуссионных эффектов.

Но тут все проще: ваша цель создавать разного рода шумы, технологические звуки и перкуссионные коллажи. Для этого подойдут любые синтезаторы и любой тип синтеза, а также сэмплирования и пост обработка. Этот метод, довольно таки, самый распространенный и используется в dark-нойзе (или просто в нойзе), а также dark-indastrial-ambient:

Акиро Ямаока, Brookhaven Hospital и Dark Wings :


Как общий пример «совершенного» дарка, в котором используются диссонансные синтезированные звуки и хроматические коллажи, а также музыкальная структура из «темного» дарка  — это композиция «1966» от Джереми Шмидта:

dark музыка


Итоги.

Конечно, тут не затронуты разные стилистики и поджанры. Но суть их, заключается только в аранжировке — в том, как вы обставите основной каскад вашей «темной» гармонии: где-то больше упор на танцевальный стиль (техно-, кранк-, -dark), где-то на пространственные синтезаторы (dark эмбиент), где-то на на фортепьяно или симфонический оркестр (классический дарк), где-то на технологические и всевозможные шумы (noes-, indastrial-, -dark) и т.д. Самое важное понимать основу, но не забывайте, что приведенное выше — это все условно! Так как композиторы свободно в одном сочинении обычно перебирают разные варианты музыкальных структур — правил то нет! Но как опора для начинающих музыкантов данного стиля — это теория беспроигрышный вариант.

Если вам понравилась наша статья, не забудьте поделится ею с друзьями! Успехов вам в творчестве!

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: