«

»

David Ricard: как сложные размеры в музыке влияют на нас?

сложные размеры в музыкеМы все любим хороший поворот сюжета. Неожиданный красивый сценарий доставляет нам неизгладимое впечатление, будь то фильм, телешоу или клип из списка хит-парадов. То же самое касается и музыки — у композиторов есть множество инструментов, чтобы удержать внимание слушателя. Хотя ключевые изменения аранжировки и тембра реально влияют на восприятие, создавая львиную долю неожиданности, но нет ничего более круче, чем изменение размера музыки на ходу. В данной статье я приведу одни из самых ломающих голову примеров, но ставшие мировыми хитами.

Если вы внимательно изучите аудиодорожку к любому фильму, то заметите одну интересную вещь: размер музыки или звуковых коллажей каждый раз перестраивается, в зависимости от сцены. Кроме того, дополнительным преимуществом такого изменения является наша привычка отсчитывать такт. Как будто наши уши естественно хотят продолжение периодических биений, и когда этот пульс неожиданно отклоняется, мы испытываем эмоции, такие как неопределенность, напряжение или даже беспокойство. И в фильмах этим намеренно пользуются.

Но в мире поп-музыки, где грув является центральным столбом песни, очень сложно изменить размер, не убив ощущения. В поп и рок музыке нечетные формы построения делятся на две категории: песни, которые постоянно остаются в своём «ломанном» размере, и песни, которые только для какого-либо сиюминутного пассажа или части изменяют свою структуру.

Первая категория.

Один из лучших примеров из первой категории — «Money» группы Pink Floyd. Большая часть песни играется в 7/4. На это можно посмотреть с нескольких сторон: это похоже на 4/4, за исключением того, что она проигрывает в конце каждой второй доли. Или вы можете себе представить, что сперва проигрывается один такт из 4/4, а после него сразу же второй такт размера 3/4. «Money» имеет интересную особенность, чего не имеют многие другие метрики и размеры, он как бы слит в единую структуру — все цельное, вы не слышите разрывов и даже не узнаете, что его размер не привычный для поп-музыки, пока вам не сообщат об этом. Он не шокирует вас тем, что того самого «последнего» удара нет — вместо привычных «и раз, и два, и три, и четыре» в первом такте, мы слышим «и раз, и два, и три…» во втором. Получается некоторое гипнотическое чувство в данных композициях.

Но есть такие песни, относящиеся к первой категории, чей переход из одного размера в другой более явственно выражен, иногда приводя слушателя к реальной антипатии и раздражению — такой является песня «Ocean» Led Zeppelin. В отличие от «Money», слушателям может потребоваться несколько ударов электрогитарой по голове от исполнителя, прежде чем они смогут петь в такт с этой мелодией, так как там используется необычное соотношение 4/4 + 7/8. В первый раз, когда я услышал эту песню, я подумал, что моя виниловая пластинка была поцарапана и из-за этого каждый раз перескакивала ну другую канавку. Если бас-партия в «Money» позволяет вам ориентироваться в песне, знать, когда будет следующий куплет или припев — она как бы держит вас за руку и ведёт через контринтуитивные размеры песни, то в «Ocean» все играют «кто-куда попало», или, во всяком случае, их партии затруднены для простого восприятия. Но (!), через некоторое время вы начинаете чувствовать их импульс и подачу (грув), плавая в их песне, как дельфин в море.

Вторая категория. 

Для второй категории музыки, где используется нетрадиционный метр, но в определенных местах, отличным примером является Blondie ​‘Heart Of Glass’​. Там необычный размер (7/4 или 4/4 + 3/4) резко появляется в инструментальной секции примерно на начале второй минуты. (Вы услышите резкие обрывочные переходы). Что еще более делает его интересным, так это то, что этот размер не доигрывается до конца. Когда появляется бэк-вокал на 2:14 минуте, размер возвращается к стандартным 4/4. Нужно просто восхищаться такой сдержанностью! Я всегда несправедливо предполагал, что члены Blondie сами были смущены такими музыкальными структурами и именно из-за этого они нуждались в барабанщике Клеме Берке, чтобы сыграть такие сложные тактовые вещи.

В подобном ключе с ленцой играют The Bee Gees в песне ‘Jive Talkin’. Вам тяжело будет это не услышать. 7/4 размер, который появляется в припеве. Если вы думаете об этой структуре как о такте 3/4, который следует после такта 4/4, то вам придется изменить ваше мировоззрение — на этот раз 4/4 идут уже после 3/4. Как только вы услышите эти «ломанные формы», начнёте замечать недостающий удар барабаном, после чего этот недостающий удар будет вам мерещиться во всех остальных куплетах данной песни.

Все эти примеры были приведены мною неспроста. Когда вы начнёте работать над своей новой песней, не забудьте про такие профессиональные ходы — они выделят вашу музыку и заставят удивиться слушателей!

Если вам понравилась статья, то попрошу репосты или лайки. Для меня это будет хорошей поддержкой.

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт sergeitrunov.ru обязательна!

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: