«

»

Dieter Doepfer — отец-основатель формата Eurorack и создатель легендарной системы A-100 и dark energy

doepfer dark energy

Дитер Допфер

Дитер Допфер (Dieter Doepfer) известен как отец-основатель формата Eurorack, который сейчас доминирует над всеми остальными видами форматов, а также создатель модульной системой A-100 и синтезатора dark energy 1 и 2. Его путь был очень тернистым и сложным, но безумно интересным. Кто бы знал, что после заката аналоговых синтезаторов люди воспылают к ним новыми чувствами? Дитер стал именно тем «священником», который соединил в новом вечном союзе человека и модульный синтез. В данной статье мы узнаем как ему это удалось.

«Все началось во время моих акустических исследований в конце 70-х годов», — говорит Допфер, — «Я играл на гитаре в группе и мне пришлось ремонтировать усилители и модули эффектов. Постепенно я начал сам делать примочки, но, когда я впервые увидел и услышал модульный синтезатор Moog, для меня всё решилось в одночасье — никаких больше гитар, только синтезаторы. Moog был для меня финансово неподъёмной вещицей, но, к счастью, в то время появились проекты синтезатора Формант DIY (Formant DIY synthesizer). Построив один из таких, я со временем почувствовал, что в нём недостаёт некоторых функций и начал разрабатывать другие модули, совместимые с Формантом: к примеру, управляемый от внешнего напряжения фейзер, делитель частоты, генератор огибающей и многое другое. И после этого я разработал полифоническую модульную систему (PMS), нацеленную на четырехголосовой полифонический синтез с каждым отдельным модулем (VCO, VCF, VCA, ADSR и т. д.) на одной плате«.

«Спустя несколько лет я стал европейским дистрибьютором Curtis Electromusic и у меня появился доступ к чипам CEM, благодаря которым звукодизайн стал проще. Следующим шагом явилось создание VMS (Voice Modular System), который имел полный синхронный голос с двумя VCO (генератор звука) на каждой плате. Это был именно тот первый раз, когда я стал зарабатывать на жизнь благодаря своему хобби. Я также добавил модуль сэмплера в VMS и возможность контролировать его через Commodore C64».

doepfer dark energy

VMS (Voice Modular System)

Однако, в то время многие производители прочувствовали на своей шкуре появление цифрового синтезатора DX7 — продажи модульных синтезаторов резко упали. «К сожалению, появление цифровых синтезаторов на рынке привело к обвалу продаж. Я продолжил работать над MIDI-мастер-клавиатурой и контролёрами, но я всегда держал идею модульного синтеза в голове. Когда цены на подержанные TB303 стали раздуваться до уровня небес, я решил полностью вернуться к своим корням и разработал MS404 — автономный MIDI-управляемый аналоговый синтезатор. Благодаря успеху с ним, я увидел возможность воскресить модульные синтезаторы из мертвых».

Таким образом, A100 родился и стал основой того, что теперь все мы называем Eurorack. «Фактически, — признает Допфер, — первые модули были не чем иным, как разновидностью схем, взятых напрямую из MS404 и преобразованные в отдельные единицы. Остальные, — заключает он, — это уже история».

Два десятилетия спустя формат A100 и Eurorack начал ускоренно набирать силу из-за дня в день. Очевидно, что Допфер никак не мог ожидать такого успеха. «Я предположил, что этот ажиотаж протянется всего 5-10 лет, не больше, но я никак не думал, что через 20 лет продажи начнут ползти вверх. Сначала я тесно контактировал с другими создателями синтезаторов в формате Eurorack и мы всегда обедали вместе после фестивалей NAMM или Musikmesse, но сейчас, в наши дни, появилось так много новых компаний, что нет возможности просто просмотреть, что у них за разработки в данной области».

Несмотря на то, чего добился Допфер, он всё же кое-что бы изменил в формате Eurorack: «Я бы использовал бокс-штыревые разъемы для подключения», — говорит он. «Один из недостатков A100 был (и до сих пор является) в том, что клиент может подключить модули неправильно к шинной плате. В самом начале, когда я всё это создавал, важно было с экономической стороны создать компактные модули и их подключение, и поэтому я решил использовать unboxed pin headers, но это, наверное, единственное, что я бы изменил».

Серия Doepfer имеет ошеломляющую комплектацию: в настоящее время доступно около 125 различных модулей и каждые два-три месяца разрабатывается новый. «Есть еще много идей в области звука, которые хочется реализовать», — говорит Дитер. «На данный момент мы сосредоточены, скажем так, на «исполнительских» модулях, т.е. тех, которые нужны для живого выступления, а не для записи в студии. Я был сильно ошеломлен некоторыми недавними выступлениями, в которых использовалось только модульное оборудование — никаких компьютеров, никаких клавишных самоеиграек».

На вопрос о том, что он лично считает классным изобретением из своей продукции, Дитер ответил: «Да, у меня есть некоторые разработки, которые даже не находятся в топе продаж. Это фильтр морфинга A107, множитель волны A137-1 (в частности, это функция гармоник, заложенная в него) и все модули BBD (A188-1 / 2). Я также с удовольствием хочу убедить компанию-правопреемника Дуга Кертиса воскресить CEM3340 — одну из самых важных схем с моей точки зрения».

Допфер считает будущее таким же туманным, как и 20 лет тому назад: «Когда вы смотрите на рынок Eurorack, вы найдете в нём около 800 различных модулей (я не знаю точное количество) — каждый раз появляются новые идеи с функциями, о которых я никогда не думал. В течение последних нескольких лет меня каждый раз спрашивают о будущем Eurorack и каждый раз я говорю, что мы дошли до предела. Я бы сейчас сказал то же самое, но, вероятно, снова ошибусь».

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт sergeitrunov.ru обязательна!

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: