«

»

Don Buchla 200e (часть 5): сердце синтезатора — 259e сложный генератор-формирователь звуковых волн

259e

259e

В этой статье, мы разберем по полочкам самое сердце синтезатора — модуль 259e Complex Wave Generator. Это очень сложный генератор звуковых волн, который крайне отличается от своих других аналоговых братьев по синтезу. Он может создавать всего одну форму волны — синусоиду! Но с помощью сложных волноформирующих таблиц генерирует бесчисленное множество тяжелых гармонических сигналов. Дон Бакла всегда хотел что-то уникальное, и повторять «старые» прототипы ему было не интересно. Complex Wave Generator – это его последние достижение.

Четыре модуля 259e, расположенные в узкой нише, является «сердцем» синтезатора. В них заключены Principal и Modulation осцилляторы.

Давайте начнемся с Principal Oscillator…

259e

Principal Oscillator

В правой нижней части модуля, вы увидите большой регулятор калибровки с диапазоном изменения от 27.5 Гц (MIDI-нота A1) до 7040 Гц (MIDI-нота A9), что дает возможность отстройки в пределах 8 октав. При работе с миди-клавиатурой, каждая внутренняя шина предлагает широту в ±4 октавы, при этом не учитывается значение положения регулятор диапазона высот.

Ниже расположен 3.5-миллиметровый аудио-вход FM (частотной модуляции) с потенциометром регулировки амплитуды + вход CV (вход для управления напряжением от клавиатуры)  с биполярным амплитудным потенциометром. Если Вы играете обычные мелодии, используя миди-клавиатуру, то данные входы лучше всего использовать только для создания эффектов, потому что внутренние шины от модуля «225е MIDI/USB Decoder» уже позаботятся о стандартных обязанностях управления высотой в 259e. Заключительное часть данной секции — это крошечный малозаметный регулятор подстройки, чуть выше основного котроллера высоты.

Несмотря на то, что единственной формой сигнала, сгенерированной Principal Oscillator, является цифровая синусоидальная волна, у нее два пути прохождения: ‘зеленый’ и ‘красный’ каналы с восемью формоизменяющими позициями. Первая позиция подает сигнал на выход полностью не тронутым, а вот все остальные (2 — 8 ) полностью его деформируют. Степень деформации для каждой позиции определяется потенциометром Warp, а микширование зеленых и красных каналов регулятором Morph. Оба контроллера могут модулироваться внешними сигналами из специализированных входов CV, степень влияния которых оказывают смежные биполярные потенциометры амплитуды. Если поставить значения Morph и Warp на минимальное значение, то сгенерированные позициями сигналы, очень сильно отличаются друг от друга, причем в ‘красном’ канале тембры имеют сложные гармонические структуры.

Сразу становится понятно, что генератор 259e по типу синтеза ни чего не имеет общего с обычными аналоговыми осцилляторами. У него есть сходство с волно-табличным методом синтеза, но в данном случае — реализован на много более сложный процесс. Даже происходит эффект искажения тембра при игре сложными формами на высоких тонах. И это не удивительно. Насколько я понял, модуль 259e использует формоизменяющие таблицы, чтобы исказить начальную синусоидальную волну во все другие формы сигнала, через регулятор Warp.

Modulation Oscillator.

259e

Modulation Oscillator

Как вы можете догадаться, количество форм сигнала, которые можно получить с помощью данной методики — велико, но это еще далеко не конец истории, потому что вместе с Principal Oscillator, есть Modulation Oscillator. Он имеет низкочастотный диапазон от 0.25 Гц до 64 Гц, но также и диапазон, подобно Principal Oscillator: восемь октав от A1 до A9. У него также есть FM и CV входы с регулировкой амплитуды, и у него есть выбор дорожек высоты, которые соединяют его с соответствующей шиной (A, B, C или D, в зависимости от которой 259e управляется). Это означает, что каждый 259e модуль в системе является двойным осциллятор звуковой частоты. К тому же, Modulation Oscillator генерирует дополнительные волны для LFO — пилообразной, квадратной и треугольной формы — все они являются аудиосигналами (по крайней мере, в теории), и поэтому могут использоваться как «аналоговые» тембры, которые трудно получить от Principal Oscillator. Однако Modulation Oscillator ведет себя как сумасшедший, если его использовать для этих целей.

259e

Modulation index

Modulation Oscillator может быть перенаправлен в любой комбинации на регулятор высоты Principal Oscillator, Warp и Morph, причем в любом диапазоне: вы можете сделать легкое вибрато или создать «дикие крики» во все восемь октав. Глубина модуляции зависит регулятора modulation index, и он тоже может управляться внешним сигналом от входа CV и биполярной регулировкой амплитуды.

Единственный момент, о котором же стоит упомянуть в модуле 259e — это о синхронизации. При нажатии данной кнопки у Modulation Oscillator, он может иметь жесткую — или мягкую — синхронизацию с внешним tempo-счетчиком или с Principal Oscillator. Первый из них полезен для низкочастотной модуляции, чтобы она шла вровень с темпом музыкального проекта. Второй позволяет вам произвести опознаваемый синхронизирующий звуковой синтез генераторов.

259e

Порты выходного сигнала

Наконец, в самом вверху модуля расположены четыре выхода: два идентичных звуковых от Principal Oscillator + выход CV и звуковой выход от Modulation Oscillator. И ни что не мешает вам взять сигналы с этих выходов и опять переназначить их на входы данного модуля!

Don Buchla 200e (часть 6): от простой трапецоиды к сверхсложному генератору огибающей 281e Quad Function Generator.

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: