«

»

Don Buchla 200e (часть 7): сложная фильтрация звука с модулем 291e Triple Morphing Filter

фильтрация звукаНе удивительно, что синтезатор, обладающий такими навороченными модулями, как 259e, 292e и 281e, обеспечивающие создания сигнала со сложной формой, не будет иметь простой фильтрации и эквализации звука, типа субстрактив. Букла разработал «тяжелый» мультикомплексный аналоговый полосовой фильтр с цифровым управлением — 291e Triple Morphing Filter. Вещь очень неординарная, в принципе, как и весь синтезатор Букла. Давайте рассмотрим его более подробно.

291e содержит в себе три полосных фильтра с цифровым управлением, у которых можно изменять центральную частоту, амплитуду и пропускную способность, последние два из которых подражают резонансу традиционных полосовых фильтров, но без автоколебаний. Вы может передать сигналы независимо к A, B и C на прямую, и уже рассматривать 291e, как три раздельных фильтра с независимыми входами. Но использую основной ввод, при котором сигнал будет проходить одновременно через A, B и C, вы получите трёх групповой формантный фильтр.

Несмотря на то, что модуль имеет свободу в соединении ключевых узлов, он очень жесток в ограничениях и, именно из-за этого, одним пользователям он будет нравиться, а другие начнут его ненавидеть. Это вызвано тем, что каждый фильтр предлагает восемь фиксированных «снимков», которые варьируются от стандартных эффект-образцов до динамических эффектов фильтрации. В фильтре есть большая вариация взаимодействия между этими «пресетами», и работа с ними довольно интересна и разнообразна. Но если вы внимательно проанализирует 291e на уровень свободы управления, который он имеет над каждым фильтром, а это частота, ширина, амплитуда, и время шага – то вы уже сразу поймете, что обычный аналоговый фильтр не сможет его переплюнуть. Даже наличие способов морфа («одиночный», «петля» и другие) говорит о том, что он не имеет ни чего общего со стандартными субтрактивными методами эквализации.

Каждый фильтр из 291e имеет отдельные вводы под управление внешним напряжением и, кроме этого, основные входы под модуляцию (которые имеют, как это ни странно звучит, 3.5-миллиметровый разъём), и все это может соединяться в любой комбинации с любым параметром управления (частотой, пропускной способностью, амплитудой и т.д.). Вы может создать очень интересные эффекты, комбинируя внутреннее управление с внешним управлением.

Но у данного фильтра есть и минусы с музыкальной точки зрения. Во-первых, максимальная частота фильтрации не больше 4 кГц. Конечно, для фильтра низких частот это не столь существенно, но некоторые ограничения на возможности в звукодизайне накладываются. Во-вторых, квантование частот (скачкообразное изменение) при фильтрации явно заметны на слух, когда вы крутите регулятор частоты, и единственный способ точно настроить фильтры состоит в том, чтобы применить внешнее статическое управляемое напряжение. В-третьих, не понятны два аспекта 291e: как использовать «расширенный ввод», и как скорректировать отдельные стадии времени для каждого фильтра. Все дело в том, что в руководстве нет ни слова об этом, хотя данный модуль все это может делать.

Создание таких мощных возможностей по эквализации в 291e – достойно уважения. Данный модуль является настоящим ноухау среди стандартных классических модулей, как фильтры высокой и низкой частоты, но его использование не в полной мере может заменить их, по крайней мере, не для все звукодизайнеров.

Продолжение следует…

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: