Я довольно поздно услышал тему «Jetsun Mila» французского композитора Элиан Радигю, но это одна из тех вещей, которая введет многих людей в эйфорию даже при прошествии много времени. Включите ее, и она всё равно будет вас вдохновлять.
«Jetsun Mila» — это, образно говоря, 84 минутная композиция, созданная в 1986 году на синтезаторе ARP 2500, который был просто большим ящиком с более 100 кнопками и 240 слайдерами, а так же клавиатурой, которую госпожа Радигю категорически не использовала. Это синтезатор был основной музой и ее личным инструментом на протяжении 30 лет. (Теперь ей 83, в 2000 году она перешла на сочинение инструментальной музыки.) Элиан была вдохновлена жизнью тибетского йога 11-го века и поэта Джетсуна Милэрепы, и я понимаю, что композиция «Jetsun Mila» состоит из девять связанных секций, каждая из которых показывает разные стадии жизни, смерти и возрождения в тибетской традиции. Со временем я рискну понять, какая именно из стадий соответствует той или иной секции в этом сочинении, но это будет позже. На данный момент, и, вероятно еще, в течение многих лет, это будет не посильной задачей для меня.
Есть звук, о котором вы уже практически все знаете, и в этот момент госпожа Радигю отстраивает его так, как будто делит на различные компоненты. “Jetsun Mila” – не является очень «кричащей» и не является сверхдраматичной композицией, если понимать это в прямом смысле этих слов. У этой музыки действительно нет ритма, но есть «колебания». В ней совершенно нет нот, но она имеет частоты определенного цвета и глубины. Такое «содержание» наводит на размышления и абстрактность. Когда это «движется», вы можете ассоциировать это с чем то, что знакомо вам: звоны, работа механизмов, скандирования, потоки ветра, медные духовые инструменты. Но ничего подобного в самой композиции нету.
Это своего рода музыкальный праязык, и здесь не ставится вопрос об «тщательно контролируемом создании звука госпожой Радигю», здесь мы должны понять, что она, как бы, «проживает» вместе со звуком одну жизнь с самого начала его творения. В документальном интервью о ее процессе создания музыки с помощью модульного синтезатора она как-то сказала: “Я даже не говорю о том, что я делала с этими звуками — это — другая история. Но прежде всего я вслушивалась в них с огромной внимательностью, пытаясь понять то, что они должны «донести» до людей. Здесь, звуки говорят это; о, там они говорят то. В хороших ли они отношениях между собой?… Да-да, это, кажется, работает. Таким образом, можно продолжить…”.
«Jetsun Mila», доступная на iTunes, а так же как двойной CD диск от фирмы Lovely Music, является настоящим подарком. В ней много власти и при этом отсутствует аскетизм. В ней чувствуется огромный заряд проделанной работы — это то, именно то, почему я рекомендую «Jetsun Mila» — в ней все указывает на большую склонность к креативности, которая не должна, образно говоря, просто быть преобразована в «дискретные сигналы», подлежащие охране авторским правом, композиции. Через какое то время, вы можете застать себя на том, что плаваете на «глубине», а не летаете над поверхностью. Я примерно понимаю, как Элиан удается сделать это, но я не знаю, как она стала человеком, который смог такое сотворить.
я в твитере я в фейсбуке я в контакте я в ютубе