«

»

Fairlight CMI — синтезатор, опередивший своё время и давший начало всем DAW.

fairlight cmiАвстралийский компьютерный музыкальный инструмент или Computer Music Instrument (CMI) под названием Fairlight – является старинной, но для того времени невероятно современной рабочей станцией типа синтезатор/семплер. Причём семплер был на 28 мегабайт с дополнительной возможностью расширения памяти, а  преобразование аналогового сигнала в цифровой с параметрами 16 бит в плоть до 100кгц! Одно- или двухклавишный комплект, с чувствительностью к силе нажатия и с эффектом послекасания. Навороченный аддитивный звуковой синтез с возможностью рисования звуковой формы прямо на мониторе с помощью светового пера, а также расширенные звуковые преобразования в цифровой форме над семплами в плоть до подгона гармоник под определенный звуковой образец! Три различных секвенсора SMPTE с возможностью сохранения информации на дискеты — именно они стали эталоном для всех DAW.  Сам процессор размещен отдельно в 24-дюймовом модуль-корпусе. Кроме всего этого, он также является первым цифровым семплером, который поступил в продажу в 1979.

С 1979 до 1985 было выпущено несколько версий Fairlight (1, 2 и 3), где 3 является последней модификацией данного синтезатора. Каждая новая серия добавляла определенные обновления и улучшения. К примеру, 1 и 2 имели только 16 кбайт памяти на один голос и всего восемь голосов полифонии, но уже третье поколение имело память в несколько мегабайт и удвоенную полифонию. 2 серия была первой разработкой, которая предложила архитектуру MIDI, а серия 3 добавила способность послекасания к клавиатуре. У них всех были колёсики с регулированием высоты\модуляции, алфавитно-цифровая клавиатура на 82 клавиши, 15  специальных отдельных функциональных клавиш, графический монитор для рисования звуков и наблюдения за процессом сэмплирования и секвенции.

Возможность сэмплирования у Fairlight – это сердце синтезатора. 16-битная глубина с частотой дискретизации до 100 кГц! Представляете, для тех времён? Начальные модели Fairlight использовали всего два разрешения по 8 бит и с процессором, выполняющий 6 800 операций в секунду. В конечной версии уже использовался звук с разрешением в 16 бит и процессором с 68000 операциями (во второй серии было, всего лишь, небольшое повышение количества процессов, что привело к тому, что дискретизация была улучшена с 24 кГц до 32 кгц). В Fairlight 3 память использует 28 мб на 16 голосов полифонии – это просто потрясающи для того времени! Это на столько много, что можно обработать звук во всех спецификациях о стерео до моно. При этом, делать и другие манипуляции: редактировать, растягивать, вырезать и инвертировать, запетлять, изменять дискретизацию и многое другое. В это плане, Fairlight творит чудеса не уступающие современным сэмплерам (хотя они, в основном, все с него и взяли). Что касается синтеза, то и тут, это чудо техники не подкачало: можно спокойно нарисовать любую форму волны (для этого имеется специальный монитор со световым индикаторным пером) или засемплировать любой звук, а после Fairlight с помощью преобразования фурье снимет слепок структуры гармоник и воссоздаст звук уже методом аддитивного синтеза. Кроме всего этого, в нем есть возможность векторного синтеза — можно использовать несколько таблиц волн и плавно переходить из одной формы в другую, как вам за заблагорассудится. Все сэмплы и формы звуковых волн всегда можно сохранить на дискету или жесткий диск.

Что касается секвенций, то он содержит в себе три вариации данного метода: композиторский, аранжировочный и исполнительский. Другими словами, он похож на современный DAW, а точнее на оборот – тот привычный для нас вид секвенсора взят полностью с Fairlight! Полностью: от расставления нот виде прямоугольников до многих других манипуляций. Композитор может создать полноценную фонограмму всего лишь использую данный синтезатор и не прибегая к остальному оборудованию.

Fairlight для того времени был ужасно дорогим (34 000$). Его могли позволить себе только звезды того времени, но его возможности оправдывали себя – они позволяли музыканту выйти на новый уровень и раскрыть потенциал своих возможностей. Одним из таких, является Жан-Мишель Жарр. Его альбом Ethicolor был создан полностью на Fairlight (кроме звука бас-гитары и некоторых эффектов) и очень хорошо раскрывает возможности данного чудо-устройства. Советую послушать:

Музыканты, которые использовали Fairlight в своем творчестве: Jean-Michel Jarre, Heaven 17, Hardfloor, ABC, Hall & Oates, the Buggles, Supertramp, Thomas Dolby, Jon Astley, Michael Jackson, Yes, Trevor Horn (Art of Noise), Geoff Downes, Stevie Wonder, Vince Clarke (Yazoo), Peter Gabriel, Paul McCartney, Devo, Julian Lennon, The Cars, Yellow, Lindsey Buckingham, Jan Hammer, Herbie Hancock, David Gilmour, Elvis Costello, Scritti Politti, Starship, Teddy Riley, Brian Wilson, Foreigner, Madonna, Debbie Gibson, Jane Child, Eurythmics, Mike Oldfield, Prince, OMD, Steve Winwood, Duran Duran, John Paul Jones, Paul Hardcastle, Kate Bush, Queen, Keith Emerson, Alan Parsons, Fleetwood Mac, B-52’s, Pet Shop Boys, Depeche Mode, Soul II Soul, and Stewart Copeland.

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

1 комментарий

  1. Vlad Troitsky

    Вы что? Альбом Жарра называется Zoolook! Трек — Ethnicolor. Там файрлайт не везде, как раз! Только голосовые семплы, некоторые эффекты,ARR1 лид, бас, драм кое где. Хоры и прочее — Emu-Emulator I, так же использовались стрингс орган Eminent310u, Linn LM1, Linndrum, OBXa, ARP2600…

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: