«

»

Gain stadding или организация уровня громкости сигналов (часть II): индикаторы уровня громкости

индикаторы уровня громкостиПочему перегруз?

Нет ничего такого в 32-битных и 64-битных системах DAW, что поощряло бы людей использовать необдуманные высокоуровневые сигналы. Итак, почему же этим все-таки злоупотребляют? Очевидно, никто не сказал пользователям об этом или просто не дошло послание до их ушей, но я вижу некоторые факты, которые указывают на то, что достучаться до этих людей – все-таки хорошая идея: первое, относится к соблюдению устаревшей практики, в то время как остальное касается уже самого программного обеспечения DAW и их индикаторов уровня громкости.

Во-первых, есть архаичная практика уровней записи (максимально громких) так, чтобы максимизировать отношение сигнал-шум в цифровой форме записанного аудио. Это было очень важно в эпоху 16-битной цифровой записи, где динамический диапазон носителя аудио был относительно ограничен, а конвертеры применяли дитеринг не корректно — или вообще обходились без него! Конечно, в наше время — это крайний случай: все DAW поддерживают формат в 24 бита (по крайней мере, мне не известно о какой-либо рабочей станции цифровой звукозаписи, которая не предоставляет такую возможность). Записи с 24-битной глубиной обладают большим динамическим диапазон (большим, чем большинству пользователей нужно) — т.е. минимальный уровень шума цифровой системы на столько ниже полезного сигнала, что вы просто больше никогда не должны задумываться об этой проблеме. Довольно легко достигнуть достаточного соотношения сигнал-шум, оставляя запас динамического диапазона. Такой совет сегодня «у всех на устах» (не то, чтобы давно я слышал плохие советы в данной тематике от каких-либо музыкальных экспертов, просто сейчас его выполнить стало на много проще простого)!


индикатор уровня громкости

Если вы еще не убеждены в задатках такой практики, тогда давайте сравним динамический диапазон в цифровых и аналоговых сферах записи. Первосортный аналоговый микшер имеет минимальный уровень шума в районе -95dBu, или возможно немного ниже, и обрезается в пределах +24dBu, тем самым общий динамический диапазон приблизительно в 119 дБ. Средне-бюджетный аудиоинтерфейс даст динамический диапазон в 115 дБ (и даже бюджетный выдаст этот же результат) или больше. Самым лучшим считается охват в 125 дБ (это чуть выше по характеристике самых высокопрофессиональных аналоговых систем). Ну а так как у аналоговых и цифровых систем точно тот же динамический диапазон — нет никакой проблемы в использовании его тем же образом, с тем же запасом уровня громкости, чтобы получить тот же качество звука.


В случае программного обеспечения DAW я вижу две главные проблемы. Первой являются ‘агрессивные’ пресеты. Загрузите виртуальный синтезатор в своем DAW и управляйте им через MIDI интерфейс с велосити на уровне 100. Вы заметите, что индикатор уровня зашел в красную зону. Конечно, канал DAW не обрежет такой звук, клиппирование сигнала не произойдет — таким образом, если вы захотите просто использовать синтезатор, чтобы сделать подобие живого выступления, то ни каких проблем в данном случае нету – но, если ваш сигнал далее идет через разные плагины или маршрутом через аналоговую консоль – вы легко можете столкнуться с проблемами.

Многим людям нравится использовать цифровые драм-машины, а также сэмплы, закладывая таким способом основу фонограммы. Если вы из тех людей, то урок номер один для вас: всегда используйте регулятор общей громкости на вашем синтезаторе, чтобы подкорректировать сигнал до разумного уровня, тем самым соблюдя запас по уровню громкости (headroom)! Не используйте фэйдеры микшера, потому что они не будут влиять на уровень, исходящего сигнала из вашего синтезатора. Если после этого звук вам покажется тихим, то опять же — используйте регулятор громкости на ваших мониторах!

Та же проблема касается и фонограмм-эталонов, которыми пользуются звукоинженеры. Использование эталонов, является отличный способом обучить ваши уши, привыкнуть к мониторам, и за одно – дать правильную приблизительную оценку вашей фонограмме. Однако процесс мастеринга снимает защиту с динамического запаса громкости, который соблюдался во время микширования. Любой не знающий об этом мог бы предположить, что основная цель состоит в том, чтобы сделать сырую фонограмму с пиками в 0dBFS и средним показателем громкости в районе -6dBFS! Но это не так. Понизьте громкость своих эталонных треков так, чтобы был тот самый запас по уровню громкости, сделав их более сопоставимыми с уровнем вашей фонограммы.

Индикаторы уровня громкости вводят в заблуждение?

Вторая проблема, которая может ввести в заблуждение связанна с DAW и заключается в её цифровом пиковом измерении. Это используется по умолчанию во всех микшерах DAW. Пиковый счетчик указывает амплитуду самой громкой части аудиосэмпла и обеспечивает точную индикацию с масштабом фактического пикового уровня аудиосигнала. Масштабирование отлично подходит для работы на мастер-шине или на любом канале, с которого планируется отослать сигнал в аналоговую сферу — если вы работаете с разумным запасом уровня громкости – то любые всплески будут не столь критичными.

Я до сих пор не понимаю: зачем DAWs индикаторы на основных каналах микшера отслеживают пики, если ими не пользуются как надо. Их применение полезно, когда при микшировании вам не удалось сохранить достаточный запас по уровню громкости, а так – они предоставляют вам очень мало полезной информации: счетчик в три светодиода даст вам столько же! Мне приходят мысли в голову, что типовой пиковый индикатор — это возврат к первым годам цифровой записи, когда надо было записать максимально ‘горячий’ сигнал (имеется в виду: максимально громкий сигнал по отношению к цифровому шуму – прим. перевод.), без его клиппирования – чтобы позже не появлялись предпосылки к его замене или к какой-либо динамической коррекции.


 

индикаторы уровня громкостиНекоторые DAWs позволяют вам полностью настраивать свои индикаторы. К примеру, на этом фото счетчики канала Cubase формировались так, чтобы индикатор показывал красную зону при -10dBFS, желтую в районе от -10 до -18dBFS, а зеленую еще ниже. Стремление к желтой зоне даст хороший здоровый сигнал, оставляя достаточный запас по уровню громкости.


Дело в том, что типовые пиковые измерения очень отличаются от измерений на типичном аналоговом пульте. Аналоговые счетчики (без разницы: имеют ли они тип устройства с подвижной катушкой или стек светодиодов) всегда ‘интегрируют’ в себе только один тип вида или какой-то другой (но не как не одновременно): они разработаны так, чтобы показать средний уровень сигнала, вычисленного по определенному временному окну пропуска – другими словами, в них есть аналоговые компоненты, регулирующие «время срабатывания». Они сознательно разработаны так, чтобы не реагировать на самые краткие всплески аудиосигнала, которые сразу же зарегистрировались бы на типовом пиковом счетчике DAW — в аналоговой сфере, это не проблема из-за стандартного запаса по уровню громкости. Измерители уровня громкости аналоговых пультов вычисляют среднее значение по относительно долговременному окну пропуска (приблизительно 300 мс), и даже при том, что возлюбленный индикатор PPMs у профессионалов вещания использует намного более короткое окно (приблизительно 10 мс), эти индикаторы все еще не показывают истинные пики – поэтому, они часто упоминались в разговорной речи как ‘поддельно-пиковые’ или квазипиковые счетчики. Какое же их преимущество? Их преимущество (обоих типов счетчика) по отношению к цифровым типовым пиковым индикаторам заключается в том, что они обеспечивают более эффективную индикацию относительно того, как близко или как далеко сигнал отстоит от номинального уровня. (Обратите внимание на то, что это отличается от измерения ‘громкости’ на вашей мастер секции).

Продолжение следует…

я в твитере я в фейсбуке я в контакте я в ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: