«

»

Gain stadding или организация уровня громкости сигналов (часть III)

Измерители уровня громкостиИзмерение датчиков в DAWs может также ввести в заблуждение, если вы не уверены точно в том, что они вам показывают! Индикаторы DAW по умолчанию имеют различные режимы индикации уровня в различных местах сигнальной цепочки, а сами DAWs обладают различными настройками: от измерения входного сигнала (т.е. перед секцией эффектов), до режимов «постпаннер» (или «постинсерт») или «постфэйдер». Совершенно возможно, что для измерителей уровня такое положение дел полностью их устраивает, но для вас, если вы подаете крупные уровни на аналоговую консоль — например, при использовании компрессии с регулируемым уровнем выходного сигнала или с приподнятой группой частот на эквалайзере, это значение критически важно.

Большая часть DAWs позволяет вам изменять цепочку индикации — с какого места будет извлекаться сигнал для измерения; но некоторые имеют больше вариантов маршрутизации, чем другие. То, что они все не хотят делать, так это — указывать уровень между слотами для эффектов. Если вам это нужно, то вы должны ориентироваться по индикаторам, встроенным в сами плагины. Такое положение дел — просто позор для фирм-производителей, поскольку вы с не можете отследить изменение уровня сигнала сразу с окна микшера вашего DAW, без использования дополнительных плагинов. Я часто думаю, что было бы полезно иметь хотя бы «лампочку» на каждом слоте, показывающий уровень сигнала на входе (не так, чтобы «лениво» обозначать средние значения, а так, чтобы можно было мгновенно засечь проблемные сигналы).

Короче говоря, когда дело доходит до измерения, цифровые типовые пиковые счетчики микшера вашего DAW не дают вам практически никакой толковой информации. Если вы оставляете динамический запас по уровню громкости, как вы это делали при работе с налоговой аппаратурой, то вам они вообще не нужны.

Основной постулат данной статьи требует: обеспечить запас по уровню громкости во всех каналах DAW, но, из-за различия в способах измерения в аналоговых и в цифровых областях, это может оказаться более сложно реализуемой задачей на практике. Вы, если пожелаете, можете вставить виртуальный VU или PPM счетчики на каждом канале вашей фонограммы, но я не знаю ни один DAW, который позволял вам выбрать усредненный тип измерения на каждый канал микшера сам по себе — таким образом, нет никакого способа, при котором вы смогли бы видеть одинаковые типы измерений у всех индикаторов на микшерной панели, в том числе и у индикаторов в ставленые инсерт слоты. Мы должны работать со всеми инструментами в нашем распоряжении, но несмотря на это, если вы пользуетесь только цифровым DAW, то вы не должны полностью подражать аналоговой системе. Вы не должны даже думать о запасе по уровню громкости A-D и D-A конверторов, кроме того момента, когда это касается вашей системы мониторинга. Однако вы можете использовать те почти бесполезные пиковые счетчики.

Если вы берете звук с самыми высокими пиковыми уровнями и регулируете его так, чтобы он достиг максимума между-12 и-18dBFS, то у вас не должно возникнуть ни каких проблемами с плагинами или с микшерным аналоговым пультом. Если эти значения будут другими, чем те, о которых я говорил (то есть, относительно аналогового диапазона), помните, что все индикаторы отличаются, и вы фактически еще оставили около 20дб в запасе по уровню громкости. Но я не хотел бы видеть пики на индикаторах канала выше, чем -8 до -10dBFS (ниже лучше). Высокоуровневые дорожки в вашей фонограмме будут всегда   варьироваться от проекта к проекту, но в рок и поп стиле, это обычно – бас-бочка или рабочий барабан. Создайте грубый баланс других аудиодорожек относительно высокоуровневых, и это станет хорошим началом микширования.

Есть различные настройки начального уровня и какие из них будут лучшими зависит от вашего DAW. Некоторые, к примеру, позволяют вам повысить/ослабить все уровни сигналов прямо в окне проектов. Я считаю, что такая тактика хороша только с аудиофайлами, поскольку все средства управления микшером остаются нейтральными, но она не принимает во внимание уровни сигналов в каналах с виртуальными инструментами. У некоторых DAWs есть специализированный контроллер уровня громкости поверх каждого фэйдера, и вы можете выставить каждую аудиодорожку на желаемый уровень или организовать группу таких контроллеров. В других программах вы найдете, что нужно вставить в первый слот для эффектов сперва плагин уровня громкости и скорректировать сигнал, который пойдет уже после этого на основной плагин. В таких случаях, общая корректировка аудиодорожек затруднена.  Если у вас есть проект, в котором все источники невероятно с сильной амплитудой, вы могли использовать «общий» подход, понижая все фэйдеры  (и освобождая таким способом слоты).

Вы постоянно должны думать о цепочке плагинов. Примите во внимание, что многие вст имеют агрессивные пресеты или еще какие-либо манипуляции с сигналом: к примеру, я наблюдал много достойных программ, где проектировщики хитро добавляли один или два децибела на выход, даже при том, что этот плагин ничего не обрабатывал (сказывается психологический эффект, что «чем громче – тем лучше»). Просто стремитесь к тому, чтобы на выходе уровень сигнала был такой же, как и при входе. Другими словами, пытайтесь придерживаться насколько возможно близко к ‘стандартному операционному уровню’ между плагинами – это значит, что пиковые типовые показания счетчика должны быть приблизительно в районе -10dBFS.  Проверьте всю цепочку плагинов на каждой стадии по уровню выходного и входного сигнала. Учитывая, что у вас есть небольшой запас по уровню громкости, небольшое повышение уровня сигнала то тут, то там от эквалайзера, или еще от чего-нибудь — не будет имеет принципиального значения.

Масштаб контроля у фэйдеров.

 Большинство фэйдеров DAW разработано так, чтобы иметь большой масштаб контроля вокруг области единичного усиления (в том смысле, что одно маленькое движение фэйдера вызывает небольшие изменение громкости, в то время как при другом масштабе – одно маленькое перемещение фэйдера вызывает большое изменение громкости). Если вы планируете микширование используя фэйдеры, то ваша начальная цель состоит в том, чтобы сделать баланса фонограммы в статическом режиме – не за действуя их —  это даст вам намного лучший контроль при микшировании, когда они уже понадобятся.

Чтобы пойти таким путем – выставите все фейдеры у отметки -6dB, после того как настроите уровни входных сигналов перед отправлением их на плагины. Почему -6dB? Ну, со временем вашего микширования, вы захотите подтолкнуть какую-либо аудиодорожку, чтобы выделить ее в фонограмме. Начиная с фэйдера при средних значениях в -6dB, вы можете применить мизерные порции повышения, но в тех частях фонограммы, где нужно привлечь внимание слушателей – просто измените масштаб контроля и вау-ля…

Гибридные системы микширования.

До сих пор я делал предположение, что вы микшируете, чисто, пользуясь софтом. Однако многим людям нравится использовать внешние аппаратные модули при работе с DAW, создавая тем самым ‘гибридную’ систему. Например, я часто использую аналоговый компрессор на отдельных каналах в моих проектах Cubase, он идет как внешний плагин FX эффектов. В таких сценариях, вы должны подготовить каждый канал схожим способом, так как ваш сигнал пойдет на D-A и A-D конверторы, а клиппирование звука в данном случае нужно боятся, как чумы! Обратите внимание на то, что типовые пиковые счетчики вашего DAW не поймают ‘межтиповые пики’, где восстановленная форма сигнала (после конвертации) может достигнуть 3 дБ или намного выше 0dBFS между типовыми значениями (это — то, почему ‘Истинно-пиковый’ счетчик — который является сверхсемплируемым датчиком — был включен в спецификациях измерения громкости ITU-R BS1770). Особенно, это вызывает головную боль, если вы совместно с коллегами по группе работаете над одним проектом передовая его друг другу.

Заключение.

То, что здесь было описано мною не является чем-то сверх космическим. Это все простое обстоятельство жизни, но ни что вам не дастся легко, если вы не потратите время на изучение и на практику микширования в течении долго времени. Я надеюсь, что то, что описано в данной статье поможет вам в самом начале вашего пути стать на стезю профессиональных звукоинженеров.


 

P.S.

Большинство профессиональных конвертеров разработано так, чтобы вывести сигнал на уровень +24dBu в цифре, когда при аналоге он имеет 0dBFS —  а это уровень клиппирования большей части аналоговой аппаратуры. Для тех, кто микширует такую ‘горячую’ аудиодорожку со средними уровнями фонограммы в районе -6dBFS, надо помнить, что такой сигнал является приблизительно 18 дБ более громким, чем это было предназначено до прохода через конвертор. Если вы сохраняете запас по уровню громкости на 20 дБ в DAW, то избежите множество проблем, при этом не поставив под угрозу цифровой минимальный уровень шума, сохранив рабочий диапазон в 95 дб – что аналогично аналоговой профессиональной микшерной консоли. Хью Робджонс.


 

я в твитере я в фейсбуке я в контакте я в ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: