«

»

Гранулярный синтез (часть I): история и метод формирования звука

Granular SynthesisНу что же, давно я не писал статьи про существующие  методы синтеза звука. Все-таки, мой сайт посвященной электронной и прогрессивной музыке и каждый уважающий себя композитор в данной тематике, хотя бы один раз, что- либо синтезировал и экспериментировал. Сегодня мы уделим наше внимание гранулярному методу формирования звука, появившемуся в основном в эру цифровых компьютерных технологий. Этот метод синтеза, можно сказать предтеча ресинтеза. Если вы о нем ничего еще не знали, то я постараюсь обогатить вашу композиторскую «копилку»:  чем больше разнообразных  способов синтеза, тем более уникален ваш альбом по звуку и окраске.

Немного истории. Гранулярный синтез – от слова «гранула», то есть, «зерно» или  «частица».  Многие отмечают, что самым первым кто заявил о такой концепции, был Норберт Винер. В 1921 году он размышлял о «гранулярной энергии» взятой из квантовой физики и музыки. Но в основном, цепочка создателей такая: в  1947г Деннис Габор, лауреат Нобелевской премии по физике и изобретатель голограммы создает теорию, в 1980г теория подтверждается Мартином Бастиансом, а в 1978г Крестисом Роадс уже частично используется в программном коде.

У Габора было мнение, что хотя теория фурье идеально определяет и раскрывает гармоническую составляющую звука (а именно,  каждый звук – это комбинация синусоид), то с временной локализацией у нее огромные проблемы, так как она (локализация) не учтена в ней, а  это не подходит для анализа и ресинтеза во времени. Скажем проще: теория фурье не может различить — играются ли ноты одновременно как аккорд или же последовательно. Ну, это конечно упрощенное сравнение, что бы вам было понятно.

Так и какие же преимущества у гранулярного синтеза? Первое: он ограничен во времени, имеет точку отсчета, а так же «огибающую» (для тех, кто не знает, «огибающая» — это модульный сигнал, управляющий другим сигналом или  какой-нибудь характеристикой). Каждый гранул обладает своей частотой (которая определяет его высоту) и фазой сигнала. «Длина» гранул  (время) может быть разная, но в основном подбирается к уровню нашей восприимчивости:  было доказано, что при  отрывках звука меньше 100мс человек уже не может определить ни высоту и ни спектральный состав в слышимом. Чем меньше гранул, тем проще определить точку отсчета во времени, а чем больше, тем проще содержание  гармоник. Кроме этого так же используется огибающая звука и панорама.

Воспроизведение гранул. Ну, тут идея не такая, как в семплировании – не просто воспроизводит звук, что свойственно многим семплерным синтезаторам, как корг, ямаха и т.д. У гранулярного синтеза очень много подвидов и особых технологий в данной области, что дает огромное пространство для эксперементов, ведь можно, к примеру, увеличить расстояние между гранулами, что даст свой особый эффект. И это «расстояние» можно регулировать во времени или использовать математическую последовательность. Кроме этого «расстояние» можно использовать как частоту, что будет придавать звуку при ее низком значении – более ритмическую основу (гранулы буду воспроизводиться, к примеру, в кратности с темпом песни), а при высоком значении будет «атмосферность» и «целостность».

Более подробно про виды гранулярного синтеза я расскажу в следующей статье. Надеюсь, вам будет интересен такой метод формирования звука и вы им непременно воспользуетесь в  творчестве, удивляя нас своим уникальным талантом и уникальным звуком!

я в твитере       я в фейсбуке        я в контакте        я в ютубе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>