«

»

Изменение высоты тона или история современного ноу-хау

Изменение высоты тонаКак действуют современные программы по коррекции тона? Любой человек занимающийся музыкой и тем более электронной, думаю, не раз применял плагины по изменению высоты звука. Современные «вст» намного превосходят допотопные программки 2000 годов – это просто отличимо на слух. За это время программисты совершили грандиозный скачок. Фирма Steinberg уже использует в WaveLab 7 новое поколение Dirac версии 2.2 — передовая программа по очень точному транспонированию тональности. Но ведь интересно, что было учтено за эти 15 лет так, что подняло современные плагины на недоступный уровень по сравнению с первыми разработками? Сегодня мы посвятим статью именно этой тематике! 

Когда программисты разрабатывают тот или иной продукт «по изменению высоты» тона, первым делом, идет испытание способностей этого продукта в области частот человеческого голоса, то есть, работа с вокалом. Так как мы к нему более восприимчивы и любое малейшее несоответствие улавливаем на лету. В старых программах – в самых первых, не учитывалась работа с формантными зонами. Это, пожалуй, главная причина в слуховой разнице современных плагинов от разработок в начале века. Снизу приведен спектральный рисунок женского хора. изменение высоты тонаНа нем мы видим формантные зоны и фундаментальную частоту. Формантные зоны образуются за счет вибраций гортани и пазух при пении. По началу, они не учитывались при изменении тональности, что приводило к искусственному эффекту. Давайте, сравним звучание оригинального хора

 

и хора транспонированного вместе с формантами

 Как видим на слух явное не свойственное обычному голосу различие. Это именно тот «камень» преткновения, на котором погорели первые разработки в данной области. При повышении высоты или понижении вокала в реальном хоре, фундаментальная частота и обертона транспонируются, но формантные области нет! Они остаются практически неизменными.  Так как их высота не зависит от высоты вокала, а образуется за счет механической вибрации резонирующих тканей и полостей носоглотки. В данном случае произошло транспонирование формантных зон: Изменение высоты тона

В dirac и в других подобных программах огромная часть программного кода уходит на распознавание формантных областей и их правильная и реалистичная стабилизация в миксе. В случае с dirac применяются нейронные технологии. Программа как бы пытается распознать, что за инструмент или группа инструментов и какие формантные частотные группы нужно стабилизировать при транспортировании фундаментальных частот и их обертонов. Давайте послушаем, изменение той же женской вокальной партии, но с учетом резонирующих зон человеческого голоса

Правдоподобнее, не правда ли? На деле это выглядит уже так:  Изменение высоты тона

я в твитере       я в фейсбуке        я в контакте        я в ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: