«

»

Кни Эн: виды стихосложения без рифмы для поэтов-песенников

виды стихосложения без рифмыСтихи, в которых нет рифмы, согласитесь, звучит как-то дико. Ведь если отсутствует рифма, значит это обычная проза, которая является противоположностью поэзии, но такой вид стихосложения существует, хотя и очень редко встречается в наше время. Есть несколько видов такого безрифменного стиля, и в каждом из них есть своя «изюминка», свой неповторимый шарм.

Белый стих. В отличие от своих «собратьев» для него характерен определенный размер. Пик популярности пришелся на конец 18века — начало 19 века. Далеким предком белого стиха был безрифменный стих, к которому относится вся античная поэзия (Гораций, Вергилий, Овидий и др.), пример:

Нет, не завидую я, скорей удивляюсь; такая

Смута повсюду в полях. Вот и сам увожу я в печали

Коз моих вдаль, и одна еле-еле бредёт уже, Титир… ( Вергилий )

 

Любителями и защитниками белого стиха были такие известные поэты как М. Лермонтов, А. Пушкин, В. Жуковский, А. Кольцов.

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты. (В. Жуковский)

 

Сяду я за стол да подумаю.

Как на свете жить одинокому?

Нет у молодца молодой жены,

Нет у молодца друга верного. (А. Кольцов)

Считается, что белый стих исконно русский. При переводе со старославянского на современный язык «Слово о полку Игореве» (написано произведение в конце 12 века) получили сплошной текст без абзацев и разделения на слова, но его было легко читать, разделяя на строки и делая ударения в правильных местах.

Верлибр (франц. vers libre — свободный стих). У него нет ни рифмы, ни слога, можно сказать, что это обычный текст, разделенный на строки, но свою популярность он получил в американской поэзии. Пример из знаменитой «Песни о себе»:

Догматы и школы пускай подождут.

Пусть отступят немного назад, они хороши там, где есть, мы не забудем и их.

Я принимаю природу такою, какова она есть, я позволяю ей во всякое время, всегда

Говорить невозбранно с первобытною силою.

(У.Уитмен, перевод К.Чуковского)

Верлибр как направление в литературе в свое время отстаивали французские поэты — символисты Гюстав Кан и Реми де Гурмон. В начале 20 века он был избран в качестве основы в поэзии англоязычными поэтами, в частности, представителями эмажинизма (от лат. imago — образ).

Хайку ( хокку, хаи — каи ), состоит из 17 слогов (5+7+5). Жанр традиционной японской поэзии. Зародился он в 16 веке в период расцвета дзэн — буддизма. Настоящие хайку мог писать только подготовленный мастер, который прошел путь совершенствования и оттачивания литературного мастерства. Постепенно знание и умение их сочинять стало неотъемлемой частью воспитания японского самурая, который в свою очередь должен был обладать отрешенностью, невозмутимостью духа и умением восхищаться окружающей природой. Басё (1644-1694) и Рансэцу (1654-1707) — классики японской поэзии, их хайку является шедевром данного жанра.

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер. (Басё, перевод В.Марковой)

Танка (миика — ута), состоит из 31 слога (5+7+5+7+7).Так же является жанром японской поэзии. Отличается лаконичностью и особым изяществом.

На ночную луну

Подняла я свой взор и спросила:

«Милый мой

Отправляется в путь,

О, когда же мы встретимся снова?»

(Манъесю, перевод А.Глускиной)

Ката — ута (5+5+7), ута — сендока  (удвоенная ката — ута 5+5+7 + 5+5+7), ханка (стихотворение в котором нет слоговой строфики, но завершенная строфой танка 5+7+5+7+7), буссоку — секитаи (форма, рожденная из хокку 5+7+5+7+7+7), нага — ута (построено на парном чередовании на пяти и семисложных стихов и законченно строфой ката — ута 5+7+5+7+5+7… 5+7+7). Все вышеперечисленное можно отнести к менее известным типам японского стихосложения. Има — ио — ута (7+5+7+5 + 7+5+7+5 + ….). Форма, которая стоит особняком. Она противоречит общему закону японской строфики и требует цифру 5 на первом месте, т.к. появилась под китайским влиянием.

Казалось бы, что может быть проще высказывать свои мысли в безрифменной форме, ведь вся трудность состоит в вечных и мучительных поисках оригинальной и красивой рифмы, а тут пиши и дели на строки, соблюдай ритм и размер, как в белом стихе или не соблюдай, как например, в верлибре. Но не все так просто, я бы сказал все очень сложно, т.к. отсутствие рифмы должно быть чем-то заменено. Поэзия Кольцова была стилизована под народное творчество, у Лонгфелло в произведении «Песнь о Гайавате» стилизация под эпос, а для того нужно быть знатоком в данной области. Поэтому, что бы браться за подобное написание стихов, нужно хорошо ознакомиться, изучить творчество поэтов, которые со знанием дела шли по этой «дороге», набраться знаний, жизненного опыта и тогда только пытаться что-то написать.

 

Кни ЭН.

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: