«

»

Кни Эн: Возвращение в ретро или история первых радиол…

 

То, что мы сейчас имеет акустические колонки, профессиональные мониторы и всякого рода проигрыватели — мы всем этим обязаны лучшим гениям конца 19 и начала 20 веков. Без них, без их подвига, настойчивости и упорства не было бы всего этого «сокровища». Пришел домой, включил музончик в наушниках и сидишь читаешь (или просматриваешь новости) в компьютере. А ведь в старые времена, ученные белись над тем, что бы звук из первых прототипных будущих громкоговорителей был более-менее разборчивым. Но самое большее влияние на музыкальную культуру оказали первые ретро радиолы, которые смогли вокруг себя собрать множество молодежи и придав ей музыкальное вдохновение. Думаю стоит узнать историю поближе!

В 1922 году возник товарный знак родом из США, именуемый «Радиола» (считается, что название он получил в честь растения). Компания RCA под этой маркой выпускала радиоприемники и другую радиоэлектронную аппаратуру. Что интересно, моделей, которые  представляли собой сочетание проигрывателя с радиоприемником, было немного, но именно это сочетание у многих наших соотечественников во времена СССР и формировало представление о «радиоле». Из-за чего так произошло? Так получилось потому, что в Советский Союз поступила партия аппаратов именно в «сплаве» радиоприемника и электрофона под  товарным знаком «Радиола». В Америке же этот «сплав» получил название «radiogram» (от radio + grammophone).

Так вот, над прототипом работа велась еще в 1921 году C.W. Rice’ом из  General Electric и E.W. Kellogg’ом из AT&T, но об этом чуть-чуть попозже. Давайте выстроим хронологию событий.

radiogram 1921г

Человек начиная с 19 века после долгих экспериментов входит в эру электричества.

1831 год ознаменован тем, что произошло одно из величайших событий в истории, английский физик-экспериментатор Майкл Фарадей наблюдает за таким явлением как электромагнитная индукция. Спустя три года появляется  понятие электрического и магнитного поля, электромагнетизма, а после и пьезоэлектричество. Это открытие и дает толчок развитию акустических систем, без которых невозможно представить нашу современную жизнь.

1849 год. Итальянец Антонио Меучи занимается разработкой «говорящего телеграмма». Ему удается сконструировать рабочий прототип современного телефона. Через 11 лет изобретатель демонстрирует, как с помощью телеграфа можно передавать голос певца на небольшие расстояния.

1861 год. К исследованиям присоединяется Иоганн Филипп Рейс. После опубликования доклада на тему «О телефонии посредством электрического тока», Рейс демонстрирует устройство, которое можно назвать первым громкоговорителем, но Иоганн Рейс предпочитает называть его «музыкальным телефоном». Мембраной послужила свиная кишка, погруженная в ртуть. Динамик Иоганна можно было услышать на расстоянии в 100 метров. Медная катушка приемника под влиянием тока, идущего от гальванической батареи, заставляла намагничиваться и размагничиваться стальной стержень приемника. Появление этого динамика стало основой для построения электродинамических акустических систем.

Телефон Белла

1876 год. Александр Грэхем Белл, после изучения устройства Рейса и 16-ти летней упорной работы над собственной разработкой телефонного аппарата, наконец-то патентует свое устройство, которое получило название «Телефон Белла».Этот аппарат был представлен трубкой с натянутой кожаной мембраной, соединенной с магнитной системой и катушкой индуктивности. Роль микрофона выполнял аналогичный по устройству «динамик», в связи с чем, вызываемые человеческим голосом электрические колебания, были слишком малы для преодоления сопротивления длинных проводов. Максимальная дальность передачи звука посредством «Телефона Белла» составляла 500-600 метров.

Томас Эдисон и фонограф

1877 год. Американский изобретатель Томас Эдисон завершает работу над первым устройством, способным записывать и воспроизводить звук. Имя ему «Фонограф». Он стал революционным изобретением, благодаря которому в последующие тридцать лет мир увидит патефон, граммофон, пластинки и столкнется с таким понятием как звукозапись.

Громкоговоритель Райса Келлога

1898 год. Английский физик и изобретатель Оливер Лодж патентует  конструкцию первого электродинамического громкоговорителя. До него воспроизвести звук пытался Эрнст Сименс в 1874, получив патент на использование «магнитоэлектрического аппарата для получения механического движения электрической катушки под действием тока«, смысл заключался в том , что бы заключить в магнитном поле катушку со специальной поддержкой, которая должна была воспроизводить звук, но Сименс не смог подтвердить это на практике. Нужно отметить, что, не смотря на неудачу, Эрнст заложил принцип преобразования входных сигналов переменного тока для получения звука, но решения что бы усилить звуковую волну у Сименса не было, да и раскачать головку громкоговорителя для получения достаточного уровня громкости в 19 веке не представлялось возможным.

25 лет индустрия «электрического звука» стоит на месте, а фонограф Эдисона переживает пик своей популярности. В конце концов, исследования физиков и экспериментаторов находят решение для обеспечения катушки и головки громкоговорителя достаточной мощностью.

C.W. Rice и E.W. Kellogg работают над новым принципом работы электродинамического излучателя


Прототип первого громкоговорителя в 1921г


И вот, в 1921 начинается работа над «Радиолой 104». Ведется она несколько лет, и в 1924 году C.W. Rice и E.W. Kellogg патентуют принцип работы электродинамического излучателя. В основе лежит простая физика:  акустическая мощность растет пропорционально квадрату частоты входного сигнала. Используя колебания диафрагмы в области частот с максимальным превышением резонанса подвижной системы можно получить мало искаженное воспроизведение звука. Связав оба принципа воедино. Rice и Kellogg получили излучатель, оснащенный диафрагмой и звуковой катушкой. В 1926 году на рынок выходит первая промышленная модель радиолы «Радиола 104» со встроенным усилителем, мощностью в 1 Вт. Стоила она в то время 260 долларов, если перевести на сегодняшний день, сумма будет равна примерно 3000 долларов.

Принцип работы электродинамических излучателей, заложенный  C.W. Rice’ом и E.W. Kellogg’ом в начале двадцатого века остался таковым и в наши дни. Колонки, которые стоят у вас дома работают по тому же принципу, что и 90 лет назад на «Радиоле 104»- это будоражит разум и приводит  в восторг, т.е. любой желающий, у которого есть акустика (а таких большинство), может дотронуться до истории или включить и послушать ее, для этого нужно только включить воображение. Трудно представить, что еще сто лет назад, не было «нашего» звучания, только кусочки пазлов в руках физиков-экспериментаторов, которые постепенно складывались год за годом в цельную «звуковую картину». Без музыки тоска!

Кни ЭН.

я в твитере я в фейсбуке я в контакте я в ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: