«

»

Красивые песнопения православной церкви или духовное музыкальное творчество

красивые песнопения православной церквиПостоянно можно увидеть статьи о разных современных или несовременных стилях и их композиторах, но редко где встретишь упоминание об музыке и её авторстве в православном церковнослужении, а ведь там настоящая плеяда гениев, которые украсили церковь своим творчеством во славу Божью. Хочу предоставить вам лично понравившиеся мне красивые песнопения православной церкви, которые, как мне кажется, помогут взглянуть на православие со стороны музыкальной жизни.

красивые песнопения православной церкви

Молодой Давид играет на гуслях царю Саулу

Вообще, песнопение в православии зародилось примерно 3000 лет тому назад с легкой и крепкой руки царя Давида – он пел и возносил Бога, сочиняя хвалебные песни, которые называются псалмы. После прихода Бога не землю, о чём пророчествовали пророки и от Кого отказались иудеи, церковь преобразилась – хотя сам православный храм имеет строение ровно такое, какое было у храма Соломона, хвала и возношение к Богу стали другими. Если в те старые времена до прихода Христа-Бога, у иудеев служба сводилось в приношение в кровную жертву агнца («непорочного» однолетнего ягнёнка или козлёнка), смысл чего они так и до конца не поняли, то после прихода Миссии – стала приносится бескровная жертва на алтаре – литургия – праздник счастья и великого дара, повлекшая за собой изменение самого церковного богослужения, а значит появления огромного количества новых песнопений и их авторов (жалко, что большинство их не известно).

Многое пришло нам с Византии. Их называют «византийские распевы»:

Но есть и более древние распевы, относящиеся к 9 веку:

(перевод песнопения с древнерусского языка) Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, единственному безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твоё воспеваем и славим, ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого не знаем, имя Твоё призываем. Придите, все верные (христиане), поклонимся святому Христову воскресению, ибо вот, пришла через Крест радость всему миру. Всегда благословляя Господа, воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил.

Вот, к примеру, тоже песнопение под авторством православного композитора П. Г. Чесноков и исполненного хором Свято Троице-Сергиевой лавры:

Конечно, лично мне нравится древнее исполнение, но самым лучшим я считаю то, которые исполняется в Богоявленском храме нашего города (Вышний Волочёк) – будете проезжать мимо на пасхальной седмице, обязательно зайдите!

Вообще, музыка в церкви постоянно и бурно кипит, можно услышать множество других авторских интересных распевов, к примеру хора братии Валаамского Монастыря:


Так же довольно интересно звучит Херувимская песнь в музыкально изложении игумена Силуана с использованием староболгарского распева:

Первая часть: И́же Херуви́мы та́йно образу́юще и Животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние.

Перевод: [Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу…

Вторая часть: Я́ко да Царя́ всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилуи́а, аллилуи́а, аллилуи́а.

Перевод: …чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.

В России есть и свои древние распевы этой же херувимской песни, которые назывались знамёнными (чисто из-за «нотного» писания того времени на Руси – там использовались крючки вместо нот, которые были похожи на знамя):

Очень интересная вариация распева «Христос Воскресе» архиерейского хора:

А это уже более «канонический» распев:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» под музыку, написанную Георгием Свиридовым:

Вообще, конечно, музыка в церкви настолько богата, что невозможно в одну статью вместить все красивые песнопения, тем более, что православная церковь включает в себя греческие, грузинские, сербские, болгарские и т.д., распевы. Это просто невероятный кладезь. Я лишь хотел привлечь вас к нему, именно, с музыкальной точки зрения: показать огромную культуру композицирования в этой древней музыкальной области, которая обогатила как русскую культуру, так и многие другие. Русских православных авторов в области церковного песнопения очень много: Н. П. Дилецкий (XVII век); А.Ведель, М.Березовский, Д.Бортнянский (XVIII век); П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Гречанинов, А.Архангельский, П.Чесноков (XIX век); А.Кастальский, Г.Свиридов, В.Гаврилин (XX век) и т.д. И если покопаться даже не глубоко в этом источнике можно найти просто огромные богатства как для слуха, так и для души.

Если будет интересно, то можете прочитать мою статью о причине создания людей Богом, я думаю вам сразу будет понятно почему Пасху считают самым великим праздником из всех на свете! Христос Воскрес, друзья!

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт sergeitrunov.ru обязательна!

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: