«

»

Marc Mozart (часть 1): культура реверберации — все что нужно знать о ревербе и задержке в миксах, их типизация

В этой статье Marc Mozart очень интересно описывает историю и культуру использования реверберации и эха (задержки). В первой части вы узнаете:  что использовали, когда не было искусственных ревербераций; как применяли данные эффекты в очень старые времена; строительство первых студий звукозаписи; огромные пятиэтажные реверб-комнаты и батареи магнитофонов для создания эффекта задержки; типы ревербераций. Во второй части уже пойдет сама культура использования данных эффектов и классические приемы в микшировании.

Marc Mozart: у большинства продюсеров есть свой специальный набор реверберации/эхо (делей), которые они используют в сессиях DAW: «стандартная» (обычно это реверберация пластины или концертного зала), задержка (с повторениями), а также моделирование небольшой комнаты с ранними отражениями. Ну и конечно, все дорожки могут использовать данные эффекты. Это полностью хорошо для аранжировки и производства, но для большинства сессий по микшированию это не подойдет.

Я назвал эту статью “Культурой Реверберации”, поскольку есть миллион интересных моментов, когда дело доходит до ревербераций и задержек. Когда вы окунаетесь в эту культуру, вы начинаете исследовать разные оттенки и звучания, которая она может привнести в фонограмму.

К примеру, вы можете, используя реверберацию, выдвинуть инструменты, расположенные на заднем плане, вперёд, создавая контраст между различными элементами структуры фонограммы. Кроме этого, реверберация даёт огромные возможности в создании «микромира».

Немного истории.

Сотни лет назад классические композиторы думали о том, как разместить музыкантов на сцене. Они знали, что те музыканты, которые буду размещены дальше от слушателей, будут иметь больше реверберации. Хорошим примером были медные духовые и литавры, расположенные  позади оркестра, а за ними шли деревянные духовые инструменты и струнные (вы же не хотите, чтобы они «взорвали» своим звуком первый ряды аудитории…).

Концертные залы были разработаны и построены чисто для оркестра, и первые студии звукозаписи были смоделированы на их основе. По сей день пресет «Hall» — самый используемый. Так как естественное окружение комнаты, где записан инструмент, не так выразительно.

Не каждая студия звукозаписи была размером с концертный зал: взгляните  на Motowns легендарные студии “Хитсвилл США”. В 1950-х все они искали способы осуществить искусственную реверберацию и эхо.

Motowns

Хитсвилл США

Первым решением стали “камеры реверберации” использующие подход «посыл/возврат» (send/return ), который мы используем по сей день — вы отправляете сигнал с пульта микширования на громкоговоритель в камере реверберации, и один или несколько микрофонов улавливают «увлажненный» сигнал, который может быть добавлен к «сухому» сигналу через «возврат» на пульте. Это — тот метод, которым пользовался Билл Путнэм еще сначала1947 года, и конечно его студии звукозаписи имели, и по сей день имеют несколько больших камер реверберации. The Hit Factory (Power Station/Avatar-Studio) в Нью-Йорке (это студия сменила несколько названий) имеет пять этажей здания, которые используются для реверберации. Знаменитые звукорежиссеры виртуозно использовали звук данного помещения в своих многочисленных записях.

Hit Factory — New York

Ленточная задержка.

Аналоговые магнитофоны были первыми устройствами, которые использовались для создания эха: физическое расстояние между магнитным рекордером и головкой воспроизведения магнитофона позволило слышать сигнал, записанный раньше через определённое время. Варьируя скорость ленты и расстояние между рекордером и головкой воспроизведения, можно было создать эхо почти любой продолжительности (иногда, два магнитофона размещались далеко друг от друга для создания длительных задержек).

Так же стоит упомянуть, что варьируя скорость магнитофона, вы также могли модулировать не только «общую задержку», но и ее разновидность: к примеру, создать эффект дабл-трека для вокалов. По этому, не каждый магнитофон в старые времена использовался для записи. На Абби-Роуд в 60-х и 70-х были батареи из магнитофонов, которые использовались ТОЛЬКО для создания эха.

«Длинная» ленточная задержка на видеостудии

Короткая задержка, созданная головкой воспроизведения магнитофона на высоких скоростях, была также идеальна для создания предварительной задержки ревербераций. Немного предварительной задержки  между «сухим» и «увлажненным» сигналами — это то, что стоит внимательно изучить, если вы хотите иметь читаемость микса.

Классические реверберации.

Сейчас наблюдается большая креативность при создании ревербераторов, но еще остались такие устройства, которые не отличаются особой натуральностью, но оставили неизгладимый след в истории музыки .Вы не раз видели пресеты или отдельные плагины с такими названиями::

 

  • пружинный ревербератор (spring reverb) — захватывает колебательных отражений с металлической пружины через специальный преобразователь; изобретено Лоренсом Хэммондом в 1930-х и используется в его известном Хаммондском органе.

 

  • камера реверберации (chamber reverb) — специальная звуконепроницаемая комната, внутри которой можно создать большое количество отражений; придумал эту идею Билл Путнэм в 1947 году.

 

  • пластинный ревербератор (plate reverb) — захват колебательных отражений с большого листа металла; придумано немцем Вильгельмом Францем для «Elektro-Mess-Technik» в 1950-х.

Первые цифровые ревербераторы (Lexicon 224)

В 1970-х появилось первое поколение цифровых ревербераций, начиная с EMT 250 (1976), the Lexicon 224 (1978), AMS RMX-16 (1981), Yamaha REV7. Со временем, первое поколение было усовершенствованно в таких устройствах  как Lexicon 224XL, 480L, 300, PCM-60 и PCM-70, которые теперь считают классическими ревербераторами. Если Вы думаете о покупке одного из таких старых приборов, то знайте — их цена полностью соответствует их качеству, но вот починить их (если что пойдет не так) смогут единицы.

Marc Mozart (часть 2): культура реверберации — пространство звука в коммерческих записях.

Marc Mozart (часть 3): культура реверберации — правильное применение, расположение, фэйдер-группы.

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: