«

»

Marc Mozart (часть 2): культура реверберации — пространство звука в коммерческих записях.

В этой статье, Marc Mozart продолжает тему «культура реверберации», рассказывая о классических ревербераторах 21 века и о правилах создания трехмерного пространства в миксах: почему у коммерческих записей все объёмно? Как они этого добиваются такого пространственного звука? Просто, есть определенный подход, начало которого уходит в былые времена…

К концу 1990-х плагины и DAWs оказали реальное влияние на рынок. Цифровые алгоритмы реверберации были полностью реализованы в специальных программах, и технология импульсных характеристик позволяла создать «отпечаток пальца» звукового отклика любого помещения или точную копию аппаратных средств, и распространить все это через плагины реверберации методом импульсной характеристики. Самый известный — это Altiverb, но сейчас, любой DAWs идет со встроенным  ревербератором (Logic Pro X: Space Designer, Cubase: REVerence).

Работать с «железом» — это на много интереснее, кроме того, есть большие алгоритмические реверберации, но вы можете удовлетворить все свои нужды с плагинами импульсной характеристики, вам надо только собрать большую библиотеку «отпечатков» пространств и изучить их.

Самые знаменитые «классические» ревербераторы:

AMS Neve: RMX-16
EMT: 140 Plate, 250, 251
Eventide: SP-2016, H8000
Klark Teknik: DN-780
Lexicon: 480L, 224 (224X, 224XL), 300 (also as 300L with the “LARC”-Remote Control known from the 480L), PCM-70, PCM-60
Quantec: QRS Room Simulator
Roland: R-880
Sony: DRE-2000, DRE-S777 (Hardware Impulse Response Reverb, 1999), DPS-V77
Yamaha: REV1, REV5

Bricasti M7 – классика 21 века.

Когда никто не думал, что вообще возможно появление какой-либо новой «классической» реверберации, два бывших инженера из Lexicon создали Bricasti M7.

Bricasti M7

До этого момента, Lexicon 480L был фактическим «эталоном» профессионального оформления пространства. Его преемник, стал Lexicon 960L — это был очень мощным прибором в плане возможностей, но он разочаровал многих пользователей, которые привыкли к 480L.

Когда в свет вышел Bricasti M7, огромное количество людей просто продали свои «закрома» и пересели на него. По этому, если вы хотите получить знаменитую реверберацию многих хитовых тем, то вам лучше приобрести данное «железо» или его эмулятор!

Создание трехмерного пространства.

«Характерный окрас» любой реверберации очень зависит от звукового источника. По этому, можете даже не надеяться о каком либо заранее установленном порядке создания красивого окружения с каждым новым проектом. Единственное, что вы можете сделать — это создать много вариантов настроек (пресетов) и быстрый доступ к ним. Мощность современного процессора у компьютера, позволяет любой DAW иметь батарею  различных ревербераций, в которых загружены шаблоны пространств и вам остается только «кликнуть мышкой».

Если вы хотите создать впечатление трехмерного пространственного звука, с большими просторами и четкими разделениями инструментов, то внимательно руководствуйтесь следующими советами:

 

  • Вам понадобится огромная палитра различных ревербераций и задержек, с добавлением эффекта модуляции.

 

  • Общий реверб, который слушатели слышат в коммерческом треке — это, не что иное как, смесь нескольких ревербераций от разных аудиодорожек, которые отличаются другу от друга «окрасом», «плотностью» и «временем». Ни какого общего реверба, как отдельного пресета нету и не должно быть.

 

  • Самые важные аудиодорожки в вашем микшировании всегда должны иметь абсолютный доступ к различной реверберации, к эффектам эхо, а также к внешним «посыл-возвратам» (Send-Return). Не забывайте, что любое наложенное «пространство» можно эквализировать, для этого и нужен «посыл-возврат» в DAW. Освободите место среди ревербераций менее важных, путем их эквализации и панорамирования и т.д.

 

  • У вас должны быть пресеты различных ревербераций, специализирующиеся чисто на определенные инструменты и источники звука: бочка, рабочий барабан, тома, соло-вокалы, «атмосферные» синтезаторы, ведущий синтезатор, оркестровые инструменты. Соберите для себя эту коллекцию.

 

  • Соберите группы по определенным инструментам (к примеру, барабаны), которые используют на «посыл-возврат» чисто один и тот же пресет от ревербератора (причем, в самих барабанах тоже может быть разделение по группам и к ним правила те же). Ни в коем случае, не используйте данный шаблон пространства с другими инструментальными партиями.

 

  • Также, не нужно создавать на каждую реверберацию новый «посыл» — создайте один, например, с 20 различными реверберациями к рабочему барабану от „Посыла 5“, и затем, просто методом перебора, отключая или включая плагины, найдите один или два реверба, которые вам подходят; это — очень быстрый и интуитивный процесс и дает вам возможность использовать одну или несколько ревербераций одновременно, создавая между ними баланс на «возврате».

 

  • Эффекты все должны принадлежать определенной группе источников — если вы отключили их у группы перкуссии, то реверб должен пропасть только у этой группы, а не, к примеру, у вокальной партии.

 

  • Все это нужно для того, чтобы организовать правильную структуру.

Lexicon 224

Lexicon в версии vst

Все вышеупомянутые, вероятно, походят больше для процесса микширования, который тонет в реверберации. Но не позвольте себе обмануться — некоторое из сказанного выше имеет очень тонкую настройку и подход. Кроме того, не бойтесь долгого времени реверберации, но сохраняйте ее на очень низком уровне слышимости: некоторые из них можно услышать только когда приглушаешь источник звука.

Вот некоторые список основных типов реверберации, которые надо иметь «под рукой»:

 

  • Традиционные: plate, chamber, ambience, rooms, concert halls, church reverbs (обычно эти эмуляции есть во многих плагинах). Их звук — это классика!

 

  • Классические ревербераторы (например, Lexicon 224, 480, EMT, AMS RMX). Они менее заметны, имеют «облачную» реверберацию, независимую от времени.

 

  • Современные плагины реверберации и эмуляции аппаратных устройств (очень хорошо было бы выбрать тот, который эмулирует Bricasti M7 — это мой фаворит, советую), которые сильны в суперреалистическом моделировании помещения.

 

  • использование плагинов IRS (Импульсные характеристики).

Со временем, вы будете сохранять ваши настройки и посылы в свою собственную библиотеку в DAW, без которой вам уже будет не обойтись. Пресеты помогут вам создать объемное пространство. Конечно, тут нет определенных правил, так как каждый проект имеет свои источники звука и подход, каждый раз, будет уникальным. К примеру, бочку можно обработать пространством rooms (с длиной реверба равной времени до следующего удара или в половину) и так же обработать «рабочий». Но, к примеру, в стиле «кранк» на рабочий барабан  спокойно накладывают пространство «concert halls», делая его ярко слышимым и выделяющимся, в то время как на бочку наложен все тот же rooms. Четких правил нет, но кое какие дополнения все таки имеются для того, чтобы ваш реверберация была коммерческого уровня.

Marc Mozart (часть 3): культура реверберации — правильное применение, расположение, фэйдер-группы. 

Marc Mozart (часть 1): культура реверберации — все что нужно знать о ревербе и задержке в миксах, их типизация.

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: