«

»

Marc Mozart (часть 3): культура реверберации — правильное применение, расположение, фэйдер-группы.

В этой заключительной статье по правильной «культуре реверберации» Марк Мозарт рассказывает о важных основных идеях по созданию пространства в фонограмме на уровне коммерческих записей: компрессия эффектов и их эквализация, создание отдельных фэйдер-групп, а также о балансе\дисбалансе фонограммы и ее чистоте при правильном использовании данных эффектов.

Marc Mozart: Реверберация и эхо (задержка) должны быть подобны теням на фотографии — вам же не нравятся, когда они затеняют основной объект съёмки? Большинство моих эхо-эффектов идут на уровне реверберации, поскольку считаю, что точное воспроизведение в «сухую» одного и того же сигнала — это не по мне. На это надо глядеть именно как на тени к фотографиям — они не должны быть на 100% впереди, блестящими и динамичными. Их цель состоит в том, что бы передать подсознательную глубину.

Компрессия данных эффектов очень неплохо помогает данному делу, делая их более управляемыми: вы может понадобиться совсем немного реверберации, если вы ее компрессируете.

Использование эквализации тоже очень важная часть при создании пространства: например, вы смикшировали вокал, так, что бы он был ярко впереди, сочно звучал, благодаря сильному обогащению реверберацией и при этом, вам не охота ее отодвигать на задний план. Воспользуйтесь эквалайзером! Оставьте данный эффект на том же уровне громкости, но обрежьте его.

Все перечисленное выше — это одна из причин, успеха и популярности «старинных» эффектов реверберации/эхо — у них есть низкочастотный срез, «зернистый» привкус (пример Lexicon 224 или AMS DMX1580), и эффект “эха ленты” (каждый повтор заново подает сигнал обратно на магнитную головку, создавая очевидный эффект насыщенности аналоговой ленты).

Создание пространства в фонограмме.

Первым делом вы должны усвоить основное правило: все важные музыкальные инструменты должны быть в центре, такие как, бас, бочка, соло-вокал и т.д. Все остальное можно располагать в пространстве.

Вам покажется это сумасшедшим (я знаю), но попробуйте взять лево-спанорамированную гитару, наложить на нее реверберацию маленькой комнаты и переместить данный эффект в правый канал до конца. Теперь, чуть-чуть слегка, перемещайте ее с правого крайнего положения ближе к центру, пока не получите сбалансированную картину. После этого, со второй гитарой проделываем то же самое: панорамируем ее в правый канал, накладываем уже другую (!) реверберацию маленькой комнаты (это метод работает и с другими эффектами, такими как эхо, хорус) располагаем в левом канале и проделываем те же самые манипуляции. Эта идея пространства, хорошо работает не только с гитарами, но и с синтезаторами, бэк-вокалами, ударными, шумами. Я использую небольшие пресеты комнат/камер/пространств ревербератора Bricasti M7, о котором я говорил ранее. Кроме эмуляторов данного аппарата, есть совершенно бесплатные импульсные отклики его пресетов в свободном доступе.

правильная реверберация

Logic Pro X Sample Delay

Кроме этого можно использовать суперкороткое эхо на некоторых музыкальных инструментах. У Logic Pro X есть очень полезный плагин “Sample Delay”, который абсолютно хорошо подходит для этого дела: левое поставьте значение в 0 мс, а другое в районе 1000 сэмплов (не плохо выходит с значениями от 300 — 800). Проверьте на слух, что бы данный эффект был именно как эхо, а не как эффект «фазер».

Обратный посыл-эффект и группы внешних шин.правильная реверберация

Когда количество использования различных ревербераций (эхо, и т.д.) растет, вы должны создать строгую организованность и иерархию. Использовать одну и ту же реверберацию на нескольких инструментах нельзя — это быстро приводит к грязи. Возможно, вы могли бы применить эквалайзер или компрессию в данном случае, но так как такой эффект есть уже на других дорожка, то все это неожиданно сводится к дисбалансированной фонограмме, а значит и к дисбалансированному  звуку.

Я знаю, что это многим кажется парадоксальным, но использование разных ревербераций для разных инструментальных групп, лучше всего влияет на чистоту микса. На моем пульте у меня есть пара каналов, отданных вокальным ревербераторам, другая пара для ревербераций барабанов, и они все назначены на отдельные фэйдеры громкости.

К примеру, на барабанах я использую предфэйдер-посыл, который отправляет сигнал исключительно на эффекты, предназначенные для ударных и возвращаю его обратно или в отдельную группу на микшере.

Тоже самое относиться к компрессии: используется предфэйдер-посыл, но до автоматизации. А вот возврат с компрессии следует  уже за автоматизацией источника. Все это проделывается  через специальные отдельно созданные группы фэйдеров: в микшировании важно стремится иметь контроль над всем, что можно и над реверберацией в том же числе. Поэтому, не правильно накладывать эффект поверх дорожки, нужно делать посыл с этой дорожки на группу, а вот с нее уже, обработанный, обратно в фонограмму.

Я буду очень рад, если все сказанное мною будет вам полезно и продвинет вас на ступень выше.

Marc Mozart (часть 1): культура реверберации — все что нужно знать о ревербе и задержке в миксах, их типизация.

Marc Mozart (часть 2): культура реверберации — пространство звука в коммерческих записях.

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: