«

»

Mike Senior (часть 18): проблемы низкочастотной области мониторинга и пути их решения

Низкочастотная область спектра звукаНизкочастотная область спектра звука представляет  для микширования самую трудную задачу, когда ваш бюджет ограничен.  Из моего опыта  –  фонограмма, сделанная в маленькой студии,  чаще всего не может обойти профессиональный продукт по качеству. Одной из причин данного обстоятельства я вижу  в низкочастотном мониторинге ближнего поля в бюджетной студии.  Большинство маленьких систем ближнего поля, с которыми я столкнулся при работе, страдает неприемлемыми проблемами от низкочастотного резонанса  портированных моделей громкоговорителей  и (или) от  уровней резонирующих  частот комнаты. Несмотря на то, что есть много способов сократить эффекты резонанса до приемлемой степени (об этом мы говорили в главе 1), печальный факт — то, что немного владельцев инвестируют необходимые деньги и свои усилия  в эту область их мониторинга для достижения коммерческих результатов.

Конечно, можно сказать  — «эти парни сами виноваты», но  у многих людей бюджет действительно не слишком велик, чтобы установить полноценную систему мониторов и правильно спроектировать помещение.  Есть также группа людей, которые не могут по праву диктовать условия для своей студии в связи ряда причин:  колледж выдает только определенную сумму; композиторы, которые ночуют «под открытым небом» или в углу общей гостиной;  инженеры-консультанты, которые работают над проектами  для того, чтобы помочь советом или показать примеры правильного сведения .  Слава Богу, для вас ничего не потеряно, даже если  низкочастотная область вашего мониторинга желает всего лучшего или вы сводите в наушниках. Пока вы будете изучать всякого рода фишки из микширования и методы правильного мониторинга, есть способы устраняющие низкочастотных проблемы, а значит – вы сможете  достигнуть результатов коммерческого уровня.  Действительно, так как проблемы данной тематике всплывают у многих владельцев бюджетных студий, собрался огромный опыт по их решению.

Решение проблем с низкокачественными портированными громкоговорителями.

Мои первые советы пойдут тем инженерам, которые сводят через дешевые портированные мониторы. Первым делом, мы должны определить частоту резонанса громкоговорителя, так как знание этого поможет вам правильно идентифицировать картину артефактов у монитора, а не проблемы самой фонограммы. Обратив внимание на высоту резонансной частоты — вы сможете предугадывать басовые ноты, которые, наиболее вероятно, подвергнуться «эффекту портирования».

Чтобы определить эти частоты, вы конечно можете заглянуть в техдокументацию ваших мониторов, но я всё-таки советую использовать данный аудио тест  —  LFSineTones (www.cambridge-mt.com/ms-ch3.htm).  Если Вы воспроизводите этот файл через свою систему громкоговорителей при средней громкости, вы должны ясно увидеть «размытое изображение» диффузора  низкочастотного динамика, поскольку он вибрирует (назад  — вперед). Тем самым, упростив себе задачу по поиску проблемных частот, обращая внимание на степень  его отклонений при вибрации.  При тесте тоны будут проигрываться от самого низкого и далее по спектру. Ваш низкочастотный диффузор начнет смещаться от вибрации и чем ближе проигрываемые тоны будут подходить к портируемой частоте (при которой происходит резонанс), тем меньше вы увидите смещение. После того, как тоны пройдут данную область, смещение вновь усилится. Как только вы узнаете, какой тон дает самое маленькое коническое отклонение диффузора, вы можете легко прибегнуть к Таблице 1.1 (страница 23) и  узнать частоту портирования (как в самих в герцах, так и  высота ноты). Низкочастотная область спектра звука

Вторая тактика, которая может помочь вам  — это просто заблокировать порты и тем самым нивелировать некоторые побочные резонансные эффекты. Почти любой материал или поролон могут помочь вам в данной стратегии, препятствуя  потоку воздуха через порт —  даже старинный завернутый носок эффективно справится с данной задачей. (Вы намекаете  «постирать его для начала»?  Ни в коем случае – это разрушит винтажный звук!).  Несмотря на то, что такой способ уменьшит динамику  низкочастотной области, басы которое вы  в действительности  получите, будут более сбалансированными. Правда блокирование порта приводит   к некоторым пульсациям  частотной характеристики и увеличению искажений (надо не забывать, что громкоговорители был разработаны по портированному типу, а значит будут не так стабильны  при другом режиме воспроизведения).

«Усреднённая  комната».

Во  второй главе  я  отметил, что достойная пара наушников может выручить вас  в некоторой степени, когда акустика помещений искажает  точность вашей системы мониторов ближнего поля. Однако их низкочастотные возможности в этом деле ограничены размером их модулей, таким образом, вы все равно должны полагаться на  громкоговорители – а это, в свою очередь, означает борьбу с резонансом помещения, которое сбивает с толку правильное суждение о низкочастотной составляющей баланса. Несмотря на то, что одной из проблем резонанса помещения  является то, что оно варьируется при перемещении позиции прослушивания, это  также является ключом  к одному полезному трюку  имеющее название «усредненная комната»- если вы начнете прослушивать бас в разных точках вашей студии, то фактически можно вынести среднее впечатление  о низкочастотном спектре.  В комнате с резонансными проблемами вы обратите внимание на то, что все аспекты басового баланса будут варьироваться при перемещении по комнате. Если определенная басовая нота, например, кажется, слишком громкой  в некоторых местах, но слишком тихой  в других, то вы можете с риском прикинуть, что ее реальный уровень правильно выставлен, тогда как нота, которая остается слишком громкой все по всему помещению в не зависимости от позиции, вероятно, нуждается в корректировке. Если Вы хотите из такого трюка получить  лучшие результаты, то кратко запишите ваши реакции на бумаге, когда перемещаетесь. Этот метод может действительно помочь разъяснить ваши сомнения, особенно когда есть многократные партии из басовых инструментов (к примеру: бас-бочка и бас-гитара).

Вы также заметите, что  со временем ваше мастерство с этим трюком  улучшится, поскольку  у вас будет появляться некоторый  опыт, при котором вы уже выучите влияния на звук всех  областей вашей комнаты. Действительно, можно найти  такие положения в пространстве помещения, при которых  воспроизведение низких частот в целом намного более надежно, чем при вашей стандартной точке прослушивания. Так же,  ценное дополнительное представление о качестве низкочастотного спектра  может дать прослушивание  фонограммы через дверной проем из соседней комнаты, поскольку различное акустическое пространство пропустит звук через различный набор уровней резонирующих частот комнаты.  Всего трое из многочисленных известных мною инженеров, упоминают эту небольшой трюк — Allen Sides, Joe  Chiccarelli и George  Massenburg.

Независимо от того, насколько вы методический к этому подойдете, тем не менее «усреднённая комната» никогда не будет точным мониторингом. Оно поможет вам при определенных сомнениях, но оно не должно быть вашей «путеводной звездой».

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: