«

»

Mike Senior (часть 47): некоторые размышления о стереодорожках и моносовместимости

моносовместимостьВсе что было сказано о моно, также относятся к записям стерео при начальной балансировке проекта. Первый момент, на который стоит обратить внимание, это то, что некоторые системы записывают стерео в форме двух монофайлов (иногда их называют “раздельным стерео”). Нужно понимать, что при таком случае, вы будете использовать отдельные каналы для панорамирования в крайнее левое и правое положение. Однако у большинства систем DAW есть «нормальные» стереоканалы и их панорамирование происходит по привычному сценарию. Если вы обнаружили, что ваша система записывает в «раздельном» стерео, то первым делом займитесь перекодировкой в формат полноценного стерео. Если такой возможности нету, то панорамируйте обе моно-дорожки в крайне противоположные позиции и создайте общий групповой коммуникационный канал в стерео с которого вы будете управлять данными моно-записями как полноценным стереофайлом.

Однако при случае, когда надо подкорректировать стерео-картину только с одной стороны, сузить её или провести реверс на другую сторону. То в этом случае управление раздельными левым и правым моноканалами даст вам нужный результат, если конечно вы используете «раздельное стерео». Все может быть на много хитрее, если вы будете работать с различными чередующимся стереофайлами с одного общего группового панорамирующего канала —  так как будет состязание за регулятор стереорасположения, что так же повлияет на настройки положения монофайлов в стереообразе, а у них в этой области ограниченное преимущество. Некоторые DAW (к примеру, Steinberg Cubase) имеют дополнительные средства управления панорамированием, которые могут помочь в таком случае, но, если у вашей программы нет таких возможностей, то вам понадобится специальный плагин. Вы погрустнели? Не волнуйтесь, есть много сторонних программ и разработчиков в данном направлении: вот мои кросс-платформенные фавориты для любых DAW — Flux utility plug-ins Stereo Tool и DDMF StereooeretS.

Основное беспокойство при работе с файлами стерео, тем не менее, — вызывает фаза или проблема полярности, которую можно услышать при конвертации в моно. Звук любого стерео будет всегда что-то терять при переходе в моно, поэтому не реалистично ждать, что ничего не произойдёт, но вы должны на слух оценить угрозу общей балансировке. Если у вас все же очень явные артефакты, то первым делом вы должны обратить внимание на то, что у одного из двух потоков могла быть изменена полярность.

моносовместимость

Если при записи с микрофона у вас разная фаза сигналов и полярности как на картинке, вы имеет реальные проблемы с моно

В большинстве случаев, это легко определить на глаз сравнивая левые и правые формы сигнала, особенно при отображении их в одном файле (обычно DAW показывает сигналограмму левого и правого канала одного стереофайла). Если в том хосте, в котором вы работаете, нет возможности изменить полярность, то на помощь придут те плагины, которые я порекомендовал – в них есть кнопка инверсии полярности. Если, после того как вы исправили полярность, гребенчатая фильтрация все равно губит монозвук, то это говорит о том, что на два микрофона приходят сигналы с небольшим различием в фазе. Другими словами, если вы видите четкую задержку между формами сигналов у двух аудиопотоков, тогда вы способный минимизировать звуковые дефекты в моно, если два монофайла расположите так, чтобы их формы совпадали, но вы должны знать, что это не всегда хорошо влияет на стерео картину. Как и с прошлыми главами о ритмичности и высоте звука, крайне убеждаю вас делать все это на СЛУХ (!), потому что даже самое приятное визуальное соответствие может не дать хороший монорезультат.

Совет: если вы «боретесь» с нахождение лучшей фазы между двумя этими аудиопотоками, попытайтесь инвертировать полярность одного из них на мгновение, после чего измените расположение аудиодорожек друг против друга до того момента при котором самое большей количество звуков пропадает в моно, и затем верните обратно полярность дорожки. Если несмотря на это проблемы с моносовместимостью остаются, то есть ещё одни последний метод: спанорамируйте эти два аудиопотока более централизованно, частично суммировав их в моно. Очевидно, это сузит стереокартину, но при этом эффект гребенчатой фильтрации ослабнет, а сам звук все равно будет похож на моно. Это метод также позволяет вам на время отложить проблемы, чтобы решить ее чуть позже. Если же и этот способ не помог, то вы просто поступаете так – отказываетесь от одной моноканала.

Таким образом, за резюмируем сказанное выше о балансировке простых моно- и стереофайлов:

  • Маршрутизируйте обе дорожки на один стереоканал.
  • Оптимизируйте полярность и фазовые соотношения между левым и правым сторонами стереофайла.
  • Используйте фильтр высоких частот, чтобы удалить нежелательную низкочастотную область во время микширования.
  • Используйте собственную позицию инструментов в стереополе.
  • Используйте баланс инструментов до того момента, как вы их запишите.

Mike Senior (часть 48): студийная запись с микрофона при использовании полярность\фазовых соотношений лучше, чем прямая эквализация звука

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: