«

»

Mike Senior (часть 54): основы компрессии звука

основы компрессии звука

Пример трёх различных компрессоров: с порогом срабатывания (Waves
Renaissance Compressor, справа); с уровнем компрессии (Universal Audio LA3A, нижний); и с регулятором уровня входной громкости
(Steinberg’s Cubase Vintage Compressor, с лева ).

В данной статье Майк Сеньёра расскажет об основах компрессии звука и о том, почему новичкам стоит избегать компрессоров со встроенным регулятором входного уровня усиления, а также с функцией автоматической компенсации громкости. Ведь многие сразу же прибегают за помощью к данным характерным устройствам, но если вы не профессионал, то можете очень сильно обжечься, ведь компрессию нужно применять только там, где в ней действительно нуждаются. Но как это узнать? Майк Сеньёра: «Я обычно рекомендую, чтобы новички в самом начале своей деятельности избегали компрессоров со встроенным регулятором входного уровня усиления, потому что повышение уровня громкости может сыграть с ними в злую шутку — легко сделать ошибочное мнение, что ваша обработка улучшает звук и это даже при том случае, если степень компрессии перевалит за мыслимый уровень — вы всё равно будете считать, что у вас всё гуд».

Майк Сеньёра: а вот другие типы компрессоров, которые при тех же настройках делают звук тише когда сжимают — с ними малая вероятность того, что вы угробите звуковую текстуру. Тем не менее, я, конечно, за то, чтобы вы использовали различные приборы с различными архитектурами строения, так как широкий выбор даёт вам больше возможностей по обработке.

На практике невозможно сжать динамический диапазон инструмента и при этом не изменить его субъективную громкость. Поэтому большинство компрессоров имеют дополнительное средство для регулирования конечной громкости. В большинстве случаев это обычный регулятор усиления (имеющий название «Makeup Gain» или «Output Gain»), но в некоторых приборах производители разработали специальную компенсацию уровня сигнала, имеющую автоматический режим работы — то есть вам не нужно что-либо самому крутить, аппаратура сама всё сделает за вас. На первый взгляд, такой вариант кажется отличной идеей, потому что он оставляет одну вашу руку свободной и вы ей можете держать пиво, но мой опыт работы с такими компрессорами говорит, что они почти всегда создают ситуацию, когда сжатый сигнал звучит громче, чем несжатый. Неопытные продюсеры, пытаясь убрать эту громкость в треке, опять применяют компрессию. К счастью, многие программы, сжимающие динамический диапазон, имеют возможность выбора между ручным и автоматическим режимом работы. Я всегда выбираю первый, если это возможно.

Теперь вы понимаете всю теорию, лежащую в основе двух наиболее распространённых параметров компрессора: порог срабатывания (threshold) и компенсирующий уровень громкости (Makeup Gain). (Для простоты я буду ссылаться на этот вариант обозначения). Хотя многие компрессоры имеют массу других регуляторов управления, в будущем вы сможете улучшить баланс микса, не запутавшись ни в одном из них, поэтому пока оставим обсуждение технических вопросов и сосредоточимся на получении наилучшего практического результата.

Для начала вернитесь к исходному балансу и отключите все каналы. Фэйдеры не трогайте — оставьте их в том самом положении, в котором они были, когда мы использовали методы чернового баланса. Теперь начните по одному «вводить» инструменты в порядке важности, но на этот раз сосредоточьтесь на том, как компрессия может помочь вам улучшить стабильность баланса.

основы компрессии звука

Компрессор от Apple Logic’s со встроенной компенсацией громкости

Какая аудиодорожка нуждается в компрессии?

Первое, что вам нужно решить, вводя каждый трек в фонограмму, а нуждается ли он вообще в компрессии? Именно здесь вы можете опираться на опыт, полученный во время изучения методов чернового баланса. Помните, что самая первая и главная цель проста — добиться хорошего баланса инструментов по громкости. Как только вы обнаружите такой фэйдер, который невозможно выставить в стабильное положение (его громкость постоянно скачет), только тогда нужно применять какую-либо дополнительную обработку. Есть множество причин, по которым фэйдер не может быть установлен в какую-либо определённую позицию, но только некоторые решаются с помощью компрессии — это важно знать, когда вы боретесь с одной из таких проблем. А возможно ли её решить методом сжатия?

Одним из критериев того, что аудиодорожка нуждается в компрессии является постоянное изменения положения фэйдера. В вокальном примере, приведенном раньше, я показал такой момент: вы выставляете уровень громкости голоса правильно и у вас всё хорошо до того момента, когда доходит до «бормотания» и вокальная партия пропадает. Вы заново выставляете громкость в данном сегменте, но, когда «бормотание» проходит, аудиодорожка опять звучит громко. Вам приходится всё время елозить фэйдером туда-сюда. Именно такой трек нуждается в компрессии, поскольку сжатие поможет уменьшить разницу в уровнях между громкими и тихими словами и тем самым исправит причину «неустойчивости», благодаря чему вы сможете оставить фэйдеры в покое. Вообще, компрессия является вашим другом везде, где громкие сегменты аудиодорожки выскакивают слишком «вперёд» из баланса или там, где теряются тихие детали композиции.

Если вы внимательно изучите каждый нестабильный фэйдер и придёте к выводу, что нет ни одного из них, проблемы которого можно решить данным методом обработки, то никто вас не арестует за то, что вы не воспользовались компрессией. Крайне важно, чтобы вы поняли, что не нужно применять компрессию на каждой дорожке — этой болезнью страдают многие мейнстримные студии звукозаписи. Да, многие музыканты, по сравнению с топовыми, могут играть «неровно» и студии используют компрессию для улучшения сыгранной партии. Это касается многих барабанщиков, которые правой рукой играют более сильно, делая жёсткие акценты по тарелкам, или певцы, которые могут в некотором диапазоне выдать более громкие ноты. Я лично не видал за свою жизнь ни одного басиста, который мог сыграть ровно партию в стиле поп! Да, всё это есть и вас это коснётся. Не думаю, что вокруг маленьких бюджетных студий будут кружиться топовые музыканты, не совершающие такие огрехи. То же самое касается оборудования: комбики и усилители могут иметь резонансы, неправильно построенные миди-партии будут выдавать различный динамический диапазон, а записи в помещениях могут увеличивать определенные ноты и т.д. и т.п. И без компрессора тут никак. Вам придётся использовать все ваши инструменты и возможности, чтобы бороться с этим. Вот только бороться надо с умом…

Mike Senior (часть 55): первые шаги и какие программы для компрессии звука вам нужны?

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт sergeitrunov.ru обязательна!

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: