«

»

Mike Senior (часть 56): как правильно выставлять степень динамической компрессии звука?

динамическая компрессия звука

Настройка параметров компрессии.  

Если применение компрессоров упиралось только в один и тот же результат, то вам было бы простительно допускать мысли о том, почему производители вообще беспокоятся о других элементах управления. Некоторые классические компрессоры имеют только две ручки (Teletronix LA2A), но, если вы уже испробовали различные пресеты сжатия на одной и той же аудиодорожке, вы заметите, что некоторые из компрессоров будут работать более эффективно, чем другие — это связано с более глубокими параметрами сжатия самого пресета. Если вы научитесь настраивать эти параметры под своей проект, вы сможете более точно понимать воздействие компрессора на конкретные характеристики динамического диапазона входного сигнала и, следовательно, более эффективно создать статичность фейдера. Кроме того, как только у вас будет некоторая практика, вы сможете моментально настраивать компрессор под свои нужды. 

Еще один аргумент в пользу изучения управления степенью сжатия находится в технической области. Изменение компрессии — это не просто изменение степени громкости выходного сигнала. Она изменяет тон обрабатываемых сигналов, даже при сравнительно небольшом сжатии. И если вы в ситуации, когда вам нравится общий тон звука или то, как определенный компрессор придает характерный оттенок вашему треку, но при этом у вас нет каких-либо пресетов для данного инструмента, который вы обрабатываете, тогда полезно иметь опыт по отстройке параметров сжатия под данные творческие нужды. Тут вы можете вручную изменить характеристики компрессии, чтобы найти тот патч, который макимально улучшает данный трек, при этом, сам основной баланс фонограммы не пострадает. Давайте рассмотрим некоторые продвинутые параметры, демонстрирующие как компрессор может адаптироваться к конкретной задаче.  

Степень компрессии.  

В качестве первого примера, давайте рассмотрим запись слэп-баса Слэп» — приём игры, когда вместо обычного перебора или работы с медиатором по струнам бас-гитары, используется удар большим пальцем и резкое оттягивание остальными  такой стиль игры делает звук более ярким и резким  прим. музыкального журнала “TrunoV SergeY CommunitY”). Как известно многим, лучшая обработка «слэпа» — это кнопка с надписью «Mute», но давайте сделаем так, чтобы не применять её в деле. Данная аудиодорожка отлично вписывается в общий баланс, за исключением тех моментов, когда применяется удар по струнам. Суть проблемы в том, что вам нужно избавиться только от резких динамических перепадов так, чтобы они соответствовали уровням остальной части баса. Работа компрессора — это уменьшение громкости сигнала, превышающего уровень порога срабатывания, поэтому вам нужно выставить уровень так, чтобы он «сражался» именно лишней громкостью. Вы можете выставить порог срабатывания чуть выше уровня большей части бас-партии, тогда компрессор станет срабатывать только когда будет использован стиль «слэп». 

динамическая компрессия звука

Верхняя сигналограмма бас-партии без компрессии, та что по середине с соотношением 2:1 (как видно, этого мало для выравнивания динамики), самая нижняя имеет степень сжатия 20:1, что уже лучше влияет на ровность аудиодорожки

Давайте возьмём совсем другой пример из той же области: представьте себе вместо баса акустическую гитару, в партии которой нет каких-либо резких скачков уровня, но где общий динамический диапазон не позволяет зафиксировать положение фэйдера в одной позицииЕсли вы хотите, чтобы ваш компрессор более мягко действовал на сигналы, превышающие порог, то выставите порог срабатывания чуть выше уровня самых тихих нот, а затем мягко скомпрессируйте весь динамический диапазон до уровня, когда фэйдер не будет «рыпаться в стороны». 

динамическая компрессия звука

Верхняя сигналограмма акустической гитары без компрессии, та что по середине имеет соотношением 2:1 для создания сустейна, самая нижняя показывает необоснованную степень компрессии, которая вредит натуральному звучанию гитары

Регулятор степени компрессии (иногда обозначаемый как «Slope», в России называют «изгиб» или «колено»  прим. музыкального журнала “TrunoV SergeY CommunitY) позволяет вам применять эти два контрастных приёма, описанных выше. При этом вы можете регулировать степень влияния на обрабатываемый сигнал: при низких настройках соотношения (к примеру 1,5: 1) компрессор слегка опускает уровень, тогда как при более высоких настройках (12: 1), звук будет припечатан к пороговому уровню! При самых максимальных настройках (некоторые компрессоры предлагают соотношение «бесконечность: 1»), это приводит к тому, что звук полностью не пересекает пороговый уровень. Для нашего примера с бас-партией коэффициент компрессии нужно выставлять в довольно высоком соотношении, в вот для обычных динамических диапазонов (как в примере с акустической гитарой) понадобятся более низкие коэффициенты (ниже соотношения 3: 1) — именно они будут исправлять динамику, при этом звук гитары будет натуральным. 

 Когда я говорю о каком-либо соотношении, к примеру 3: 1, как они проявляют себя в действии? Конечно, я бы мог нарисовать вам несколько прекрасных графиков, которые показывают принцип работы, но думаю, что это не даст вам никакой практической пользы, потому что некоторые компрессоры не имеют на своих регуляторах маркировку «соотношение» (Ratio), при этом они могут влиять по-разному, даже при одних и тех же параметрах (некоторые приборы имеют линейный принцип работы, а некоторые прогрессивный, причём есть ещё и более экзотические методики изменения, к примеру, компрессоры от Waves C1 — прим. музыкального журнала “TrunoV SergeY CommunitY). Вместо того, чтобы плавать в терминологии чисел, более продуктивный и интуитивный подход — это просто использовать компрессор с коэффициентом сжатия так, чтобы вы могли видеть результат ваших действий, когда и на сколько происходит сжатие, когда вы выставляете порог срабатывания и соотношение. В случае нашего слэп-баса, вы начнете с довольно высокого соотношения, пока не понизите его до того уровня, когда динамика выровняется и будут гасится только пики. Как только вы это сделаете, вы должны сверить общий баланс и только после этого решить: сильно ли выделяется слэп в партии? 

А вот в примере с акустической гитарой вы можете начать с небольшой степени сжатия (к примеру, 2: 1), а затем выставить порог срабатывания таким образом, чтобы уменьшить громкость всех нот, кроме тихих. После того, как выставили порог примерно на нужном уровне, вы опять возвращаетесь к степени компрессии и настраиваете соотношение в таком ключе, чтобы фэйдер встал как вкопанный. Некоторые более тихие детали аудиодорожки все еще слишком нечеткие? Увеличьте соотношение, чтобы сузить диапазон и таким образом приблизить эти детали к слушателю. 

Конечно, вы зададитесь вопросом: «но почему бы просто не увеличить степень сжатия без использования порога срабатывания?». Опасность заключается в том, что, если вы будете использовать только её, то есть вероятность, что вы избавитесь от «дыхания фонограммы» — вы просто чересчур скомпрессируете трек, убив музыкальность в нём, сделав его плоским и безжизненным, поэтому постарайтесь использовать как регулятор соотношения, так и порог срабатывания…. 

Mike Senior (часть 57): когда и как пользоваться компрессором, а когда нужно применять лимитер? А также важная методика многослойной компрессии.

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт sergeitrunov.ru обязательна!

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: