«

»

Mike Senior (часть II): Фазоинверторные громкоговорители и АЧХ, или студийные мониторы для домашней студии

студийные мониторы для домашней студии Студийные мониторы для домашней студии — это очень не простое дело выбора. (Об этом сказано было Mike Senior в первой части). Многие музыканты не имеющие глубоких познаний в звуко-инженерии сразу же берут высоко рекламируемый бренд. Особенно это касается фазоинверторных громкоговорителей (ну или мониторы портированого типа, как кому нравиться). О портированных мониторах написано в русском интернете целая куча тем, в основном, это статьи-дифирамбы в их честь. Но заслуживают ли они этого на самом деле? 

Mike Senior : прежде чем вы начнете выбирать мониторы для домашней студии, у меня в запасе еще один совет,  я его сознательно оставил напоследок, потому что  хочу уделить ему особое внимание. Он заключается в том, что чем меньше денег вы хотите потратить, тем больше  остерегайтесь «портированых» мониторов. Такие громкоговорители  также известны как “фазоинверторы”. Они имеют в себе некоторое отверстие (порт или еще как его называют — вентиляцию), которое помогает резонировать всему корпусу монитора обоюдно с диффузорам. Основная цель этого резонанса состоит в том, чтобы увеличить низкочастотную область спектра, которая естественно ограничена в силу ограниченного размера низкочастотного динамика. При помощи порта, компенсируется естественный спад на низких частотах у динамика, поэтому производитель на своем графике  АЧХ может рисовать более ровную линию, ну и плюс к этому звук становится  по жирнее, а это, несомненно, поможет произвести впечатление на простофилю Джо и его бумажник. студийные мониторы для домашней студии Рисунок 1.1 иллюстрирует основной эффект «фазоинвертирования» на примере стандартной  АЧХ низкочастотной области малостудийных мониторов. Сплошная линия на графике показывает отклик, который вы можете ожидать от типичного «портированого» громкоговорителя. На нем видно,  что в районе 55 гц  идет падение на 3 дб относительно идеальной АЧХ. Если вы закроете «порт» монитора, заткнув его чем-нибудь, то вы обнаружите  изменения в графике показанные   пунктиром.  Из него видно, что спад на 3 дб переместился почти на октаву выше, в район 100 Гц.

Так что такого плохого в фазоинвертировании, если это расширяет амплитудно-частотную характеристику приближая ее к идеальной? Проблема состоит в том, что у эффекта «портирования» есть несколько мало рекламируемых побочных эффектов, которые могут легко замылить ваш трек. Учитывая широкое использование фазоинверторных бюджетных мониторов ближнего поля, важно понять, что побочные эффекты исходят, именно, от самого эффекта «портированья» монитора, а не от качества его диффузоров. С одной стороны, это знания дадут вам помощь при объективной оценке мониторов при  покупке; с другой стороны, вы будете «во всеоружии» при работе с потенциальными опасностями, возникающими от  фазоинверторных мониторов — например, при работе в чужой студии или в домашней студии друга, где выбор мониторов от вас уже не зависит. По этому, я прошу вас потерпеть меня, пока я не разжую вам все проблемы от эффекта «портирования» досконально.

Первую проблему с фазоинвертированием можно уже увидеть на рисунке 1.1:  несмотря на то, что «портирование» монитора останавливает падение АЧХ до  частоты в 50 Гц, выходной спектр сигнала остается все то же, что и до «портирования». Это означает, что независимо от того, что низкочастотный спектр громкоговорителя повышен портом, реальное АЧХ между сабзоной в 50гц и остальным сигналом имеет резкий скос. Такое положение дел создает иллюзию и не дает нам оценить реальный спектр низкочастотных компонентов у музыкальных инструментов. И так, ради примера, представим, что у вас проигрывается  звук бас-инструмента с типичной АЧХ в низкочастотной области для такого рода инструментов. Так вот, громкость его фундаментальной частоты (то бишь тоники),  будет постоянно скакать в зависимости от взятой ноты, а именно, от того, насколько близко фундаментальная частота звука опускается по АЧХ к фазоинверторной зоне.

 Примите к сведенью, что самая низкая нота у басгитары – это 44 гц, тогда как  у фортепьяно, органа и множества синтезаторов – фундаментальная частота может быть в районе субконтроктавы, то есть в диапазоне 20-40гц. В контраст фундаментальной тонике, первая гармоника, тем не менее, располагается на октаву выше — в более-менее ровной зоне АЧХ монитора. Таким образом, будет трудно определить реальное значение каждой частотной компоненты. Ну и конечно, давайте  вернемся обратно к диким примерам: представим, что у вас бас-партия состоящая из разных низкочастотных спектров, которые не так идеально совместимы с друг другом!  Как вы будете оценивать их, если не можете в процессе микширования держать их в «узде»?

 Работать с  ударной установкой, в данном случае,  будет крайне тяжело. Скажем так, вы записываете ударный барабан в своем миксе, пытаясь подогнать его по уровню к вашей любимой коммерческой записи. Он имеет заряд энергии в районе 30 гц, по отношению со сравниваемым треком у которого мощь в районе 50 гц. По сколько ваш монитор фактически создает разницу в 12 дб между районами в 30 гц и 50 гц (это заметно на графике), а вы, конечно, постепенно захотите приподнять свой ударный барабан  до уровня громкости в «50 гц» у эталонной записи и будете крайне удивлены, когда на других мониторах обнаружите в низкочастотной области грохочущую кашу. Несмотря на то, что потеря низкочастотной области на непортированом мониторе – является так же проблемой, но ее намного проще компенсировать мысленно, упираясь на уровень соседних частотных групп, обертонов, гармоник. 

Mike Senior (часть III): разрушительная сторона эффекта «портирования» или выбор мониторов ближнего поля для студии

я в твитере я в фейсбуке я в контакте я в ютубе 

 

2 комментария

  1. Ярослав

    Позволю себе не согласиться с автором по поводу необъективности фазоинверторных мониторов. Объясню, почему. Предположим у меня есть идеально сведенный микс с идеально сбалансированным басом в том числе. Предположим я слушаю его на фазоинверторных мониторах, в которых мы затыкаем фазоинверторы. В этом случае мониторы действительно становятся необъективными и, грубо говоря, занижают уровень баса (на большее количество децибел с уменьшением частоты). Если сводить в таком состоянии — действительно получим высокий уровень низких частот в итоговом миксе. Но! Фазоинверторы для того и придуманы, чтобы избежать этого несовершенства и помочь показать именно реальный уровень низких частот, что и отображает сплошная линия на АЧХ. И если сводить на таких мониторах, ничего не затыкая, то мы будем слышать относительно правдоподобную картину. Другой вопрос, что фазоинверторы могут давать более или менее правдоподобную картину в зависимости от громкости, на которой сводится микс.И второй момент: поскольку фазоинвертор является фактически резонатором, имеющим постоянные геометричесие размеры, то усиливает он только определенные частоты (и их гармоники). Но в принципе, если форма резонатора спроектирована нормально, за счет скругленных поверхностей усиливаются все частоты в определенном небольшом диапазоне. А поскольку диапазон басовых частот, для которых нужен фазоинвертор, не так велик — все должно работать в принципе неплохо.

    На мой взгляд, можно делать так:
    Если у мониторов есть какие-то подстройки :
    Брать несколько коммерческих, хорошо сведенных миксов и слушать их на своих мониторах. Затем подстроить их, если вылезают конкретные косяки в процессе такого прослушивания так, чтобы эти коммерческие миксы звучали хорошо. После этого на отстроенных мониторах уже сводить.
    Если нет никаких подстроек — только слушать те же самые коммерческие треки и делать выводы.

    1. admin

      Очень здравый и интересный комментарий. Думаю, вы правы, так как и Сеньера пишет о том, что лучше не покупать дешёвые фазоинвенторные мониторы. А хорошие и качественные будут работать именно так как вы и написали.

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: