«

»

Mike Senior (часть V): расположение студийных мониторов

расположение студийных мониторовМы продолжаем рубрику обзоров на тему project-студий. Если прошедшей статье мы говорили о креплении мониторов, то в этой будет посвящено такому важному техническому действию как расположение студийных мониторов. Думаю многих интересовал вопрос о правильном позиционировании. В данном обзоре Mike Senior раскроет секреты и подводные камни расположения студийных мониторов! 

Mike Senior: «В не зависимости от того, где вы фактически сидите относительно громкоговорителей, их точное расположение критически важно для качественной работы.  Вы должны попытаться нацелить мониторы на позицию прослушивания. АЧХ громкоговорителей измерена вдоль оси направления (то есть, непосредственно перед колонками), по этому, если вы будете слушать в других позициях, то не получите тот заявленный производителем стандарт звукопередачи. Да же на оборот, высокие частоты более направлены чем низкие, по этому детальность микса в верхнем диапазоне будет страдать. Перемещение по комнате, достаточно продемонстрируют вам  на слух все эти эффекты, но если вы хотите более точно и абсолютно изучить это явление, то прослушайте через один монитор широко-диапазонный тестируемый сигнал PinkNoise . Здесь мы обсуждаем не просто миниатюрные тонкости. Высокие частоты так же легко перекрываются любыми физическими объектами, поэтому, удостоверьтесь, что вы свободно видите мониторы.расположение студийных мониторов

Выравнивание мониторов только в горизонтальной плоскости не является единственной целью, на много важнее выравнивание в вертикальной плоскости по нескольким причинам.  Прежде всего, на большинстве мониторов ближнего поля, кабинет громкоговорителя профилируется вокруг репродуктора передачи высоких тонов, чтобы создать  «волновод» — горизонтальное рассеивание высоких частот в широкой области перед мониторами  для увеличения размера оптимальной области прослушивания (на жаргоне “сладкое место”). Не смотря на то, что волоноводы довольно эффективны в горизонтальной плоскости, с вертикальной высокочастотной дисперсией у них дела идут хуже —  вплоть до сужения данной области. Но вторая причина состоит в том, что большинство мониторов ближнего поля состоят больше чем из одного модуля, причем каждый модуль расположен в различной вертикальной позиции. Основная часть схемы DSP (которое имеет название кроссовер) в громкоговорителе разделяет входящий сигнал на частотные диапазоны между разными модулями в заранее заданных частотных зонах (называющиеся кроссовер-зонами или раздельные частотные зоны).  В идеально варианте, кроссовер должен четко разделять частотные зоны для модулей без взаимопроникновения, но истина состоит в том, что в реальности маленькие спектральные области вокруг каждой пересекающейся частоты, проникаются и проигрываются одновременно двумя модулями — тем самым способствуя существенному увеличению их уровней громкости. Если расстояние от каждого модуля до позиции прослушивания звукоинженера не будет одинаковым, то сигналы от различных модулей достигнут позицию прослушивания в разное время (фазоасинхронность) – это порождает потенциально опасный эффект противофазы, которая действует подобно гребенчатому фильтру.

 Несмотря на то, что производители, как правило, прилагают все усилия, чтобы сделать пересекающиеся области довольно узкими — тем самым минимизировав эффект гребенчатого фильтра, у самых доступных мониторов ближнего поля есть только два модуля, а это означает, что эффект фильтрации будет происходить  в точке между низкочастотным динамиком и репродуктором высоких тонов. А это худшее место, со стороны звукорежиссуры, так как центральная точка находится в самой чувствительной для человека части диапазона. Если вы хотите проверить степень ущерба для микширования от сказанного выше, то проведите следующий эксперимент. Воспроизведите файл PinkNoise (www.cambridge-mt.com/ms-ch1.htm) через один громкоговоритель ближнего полей с вертикально расположенными модулями, прослушивая его, сперва, вдоль оси. Теперь покачайте головой в стороны  на расстояние 15 см, оставаясь постоянно на одном уровне в вертикальной позиции относительно мониторов — вы услышите мелкие вариации тона в большинстве громкоговорителей из-за высокочастотной направленности, которую я упомянул ранее. Теперь попробуйте, перемещаться уже вдоль вертикальной оси так же на 15 см – и вы услышите более заметные искажения. Не смотря на то, что при реальном микшировании, этот эффект гребенчетой фильтрации на первый взгляд не заметен, он, все же, вносит пульсации и искажения в микс в области средних частот, где у вас будет расположен вокал, гитара и рабочий барабан. Тем самым, подрывая вашу способность к адекватному суждению о громкости пиков и  тональном балансе трека в данном частотном районе.»

я в твитере я в фейсбуке я в контакте я в ютубе 

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: