«

»

Mike Senior (XI): басовые ловушки своими руками

басовые ловушки своими рукамиВ прошлом обзоре мы говорили о проблеме резонанса комнаты. В данной статье Mike Senior рассмотрит создание басовых ловушек собственными руками: «одним из решений проблемы резонансов в низкочастотной области является создание студии с не параллельными стенами (если у вас в семье есть строители, то обязательно запрягите их). Однако для остальных, главным критерием будет выбор комнаты, в которой вы будете микшировать.  Для начало надо избегать маленьких помещений, потому, что область их  резонансов охватывает больший диапазон спектра. Так же, нужно выбирать комнату с не пропорциональными параметрами, иначе это приведет к тому, что резонансные частоты усиливаются путем наложения. Бывало не раз, что студии переезжали в другие помещения из-за того, что были поначалу размещены в небольшие (2.5 метра)  кубические  комнаты, где происходила  мощная комбинация всех уровней резонаций низкочастотного и среднечастотного диапазона  во всех трех измерениях».

Mike Senior: «В не зависимости от комнаты, где вы находитесь, надо не забывать, что расположение позиции прослушивания  (а значит и расположение мониторов  относительно нее) в середину между любыми границами, крайне не желательно, так как это приведет к большему искажению от резонансов.  Но при этом, как ранее мною было сказано – слишком отодвигать мониторы от центральной линии комнаты влево или вправо, так же не желательно, так как приведет к кривому балансу стерео из-за несопоставленных отражений от стен помещения. Однако, как подсказывает мой опыт — неровный баланс стерео в микшировании не является такой большой проблемой  по сравнению с резонансом помещения. По этому, если у вас выбор между двух зол, то лучше решить проблему резонанса.

Комнаты с «легкими» стенами будут работать на вас, так как они  позволяют большому количеству низких частот пройти на «сквозь», вместо того, что бы резонировать  (правда, это не понравится вашим соседям).  А вот к подвальным помещениям надо отнестись с крайней осторожностью, так как там басу крайне трудно выйти за пределы среды  и вся ваша работа по обузданию резонанса будет сильно затруднена. По этому, чтобы не происходило у вас в комнате, вы должны знать методы акустического проектирования для решения проблем с акустикой в студии».

Басовые ловушки из минерального волокна.

«Лучше универсальной тактикой для глушения резонансов является использование низкочастотных поглотителей, которые еще в обиходе называют  басовые ловушки. Другая сторона медали заключается в том, что поглотители должны быть плотными и большими.  Как заметил Эрик Шиллинг акустический поролон для этих целей не подходит: «Многие люди думают, что звуковое проектирование комнаты – это просто поход в магазин за акустическим поролоном, но это не так! Если у вас квадратная комната, то не имеет значения, сколько  поролона у вас на стенах или в углу — вы не сможете расслышать реальную звуковую картину нижнего спектра». Обычно в данном случае альтернативой является  плиты из высокоплотного минерального волокна, которые лучше поглощают бас. Размещение данного поглотителя близко  к  стенам  обеспечит широкополосное поглощение резонанса, особенно, если возможно сделать воздушный зазор между плитой и стеной приблизительно в один фут.  Поскольку ловушки баса сделаны из минерального волокна – они более дорогие, чем акустический поролон. Стандартным размещением будет расположение их на стенах и на углах, что бы они могли подавить уровни резонансных частот комнаты в двух измерениях (в длину и в ширину).  басовые ловушки своими руками

Обычно не все плоскости измерения комнаты одинаково не приемлемы.  По этому не плохой идеей является  попытка выявить самые злостные. Чтобы сделать это, сначала послушайте тщательно файл аудио LFSineTones (www.cambridge-mt.com/ms.ch1.htm), обращаясь к Таблице 1.1 (по ссылке внизу статью), идентифицируя самые проблематичные тоны – именно те, которые относительно остальных имеют резкий подъем или спад в общем балансе громкости. Разделите 172 на обнаруженные дефектные частоты, чтобы получить список измерений в метрах, после чего уже можно смотреть с подозрением на любую плоскость комнаты кратную этим числам. Как только вы установите суть проблемы – это позволит вам действовать более эффективно. 

Такие компании как Primacoustic, Ready Acoustics и Real Traps предлагают огромный ассортимент басовых ловушек, включающий так же поглотители из высокоплотного минерального волокна. Для маленькой студии я порекомендовал примерно дюжину плит толщиною не менее 10 см для хорошего мониторинга – это и другие нужные материалы больно ударят по вашему кошельку.  Но как рассуждает Мика Глоссопа: “управление суб-низкими частотами стоит больших денег, потому что это – большие движения воздуха, а значит, нужны большие массивные системы захвата, чтобы им управлять”. Однако есть хорошая новость – сделать басовую ловушку  вручную и хорошего качества не составляет труда, причем, это сэкономит вам большие деньги. Для этого вам надо найти минеральное волокно толщиной в 10 см и плотностью от 50 до 100 кг на метр кубический. Такие используются фирмами звукоизоляции, поэтому первым делом стоит обратиться к ним. Правда не забудьте, что работа с данными плитами требует наличие маски и перчаток – не смотрите на то, что они «минеральные», их влияние на легки и кожу очень не приятна. К тому же, вы захотите покрыть каждую такую панель нейтральной акустической тканью для того, чтобы минеральные волокна не рассыпались по студии. Очень подойдет материал, которым покрывают офисные сепараторы, так как его можно получит в различных цветовых гаммах. Фирма Ready Acoustics также делает небольшие готовые тканевые покрытия в виде оболочки-мешка под названием  Ready Bags –  очень экономно по деньгам и опрятно по внешнему виду.басовые ловушки своими руками

Поскольку высокоплотные панели из минерального волокна почти такие же по  плотности и жесткости как типичный поролоновый матрац, то для  быстрого монтажа можно использовать крючки, подвешивая на них минеральные плиты.  Это не очень эстетично внешне, но быстро. Но лучше всего сделать деревянные рамки с металлической сеткой, что бы хорошо закрепить минеральное волокно. Если вы такой же чокнутый и опасный как я, то рекомендую использовать акустические рамы Ready Acoustic’s Chameleon разработанные под стандартные плиты на 10, 60 и 120 см – это способствует более выверенному акустическому проектированию».

Мягкомассивные басовые ловушки.

«Плиты из минерального волокна могут сделать много чего хорошего в плане акустики, но их толщина становится все менее эффективна, чем ниже  опускаемся  по диапазону от  100гц. Другими словами, у них есть придел в помощи при проектировании комнаты с резонансами в сабзоне 100гц. К примеру, была одна подвальная комната 6м на 4м и на 2,5м, которую я использовал для микширования,  с мощным  резонансам в области 30гц и 60гц в плоскости измерения  4м (то есть в длину), притом, что она была вся обставлена дюжиной басовых ловушек из минерального волокна  на 10, на 60 и на 120 см. В таких случаях используется еще один способ устранения резонансов —  это мягкомассивные басовые ловушки.  Суть заключается в том, чтобы не далеко от стен вывешивать большие тяжелые и непроницаемые полотна, которые глушат низкочастотные колебания воздуха.  Стандартным выбором является прорезиненное покрытие с плотностью 5кг на метр квадратный (если, конечно, у вас есть способ подвешивать его к потолку  без разрыва и деформации от его веса).  Старые ковры также могут послужить вам, если вы смонтируете их таким же образом,  что будет значительно дешевле.

Для низких частот требуется большая площадь обработки поглотительным материалом, поэтому если вы чувствуете, что нужно использовать мякгомассивные басовые ловушки для поглощения резонансов в одной из плоскости измерения комнаты, то вам надо сразу иметь виду, что обработать придется все границы в данной плоскости, даже если это приведет к уменьшению рабочего пространства.  Поскольку размер воздушного зазора между поглотителем и стеною корректирует степень подавления низкочастотного спектра, то рекомендую сделать подвижные деревянные рамы (если это возможно), что бы путем проб и ошибок выбрать такое расстояние, которое эффективно подавило  низкочастотные резонансы и при этом не сильно сократило вам рабочее пространство.  Это вид ловушек менее предсказуем, чем басовые ловушки из минерального волокна, поскольку из-за своей плотности и массы сами резонируют.  Вам придется потратить некоторое время на усовершенствование вашей акустической установки, что бы выжать из нее больший кпд.  Некоторые вариации достойны рассмотрения:  к примеру, можно дополнительно фиксировать покрытие,  использовать драпы, обкладывать тонкими досками, а также параллельно вывешивать плиты из минерального волокна или покрывать акустически поролоном . Это не точная наука, но если у вас возникли проблемы с низкочастотным резонансом, то эти методы действенны. В той подвальной комнате, что я упоминал ранее, использование мякго-массивных ловушек с зазором в 1 метр от стены, позволило мне подчинить низкочастотные «буйства», но при этом рабочее пространство было сильно уменьшено – но это маленькая цена, по сравнению с качественным мониторингом».

Mike Senior (XII): акустическое проектирование студии звукозаписи — подводим итоги.

я в твитере я в фейсбуке я в контакте я в ютубе 

2 комментария

  1. alikdio

    «В не зависимости от комнаты, где вы находитесь, надо не забывать, что расположение позиции прослушивания (а значит и расположение мониторов относительно нее) в середину между любыми границами, крайне не желательно, так как это приведет к большему искажению от резонансов»
    А что имеется ввиду, не располагаться между мониторами?

    1. admin

      Имеется ввиду, расположение звукорежиссера строго по середине, к примеру, между двух любых стен (к примеру, между потолком и полом, между двух боковых стен и т.д.). По этому, Сеньора советует взять комнату по больше так, что бы не быть строго по середине, но при этом мониторы не располагались близко к стенам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>