«

»

Многополосная компрессия от Paul White и Hugh Robjohns (журнал Sound of Sound часть I)

многополосная компрессияМногополосная компрессия – это одно из самых мощных средств обработки в руках  звукоинженера, но если вы не знаете, как применить  это на деле, то гибель вашего трека не минуема. Большинство компрессоров, которые мы используем, являются однополосными – то есть они влияют на весь спектр сигнала и имеют единый общий регулятор громкости. Когда происходит компрессия, то  уровень сигнала сокращается так, если бы мы уменьшали усиление общей ручкой громкости.  Другими словами, каждый раз, когда появляется пик в спектре (причем независимо от частотной области) при котором компрессор вынужден войти в рабочий режим, общий уровень сигнала уменьшается до той поры, пока  «скачок» не нормализуется. Обычно, проблема, заключающаяся при таком методе сжатия – это то, что мощная бас-бочка (которая преобладает в низкочастотном спектре), заставит войти компрессор в рабочий режим и сжать весь аудиоматериал, даже если другие частотные области в этом не нуждаются. Поэтому, если вы используете обработку только на одном треке бас-барабана, то это не является проблемой, но если на целой ударной установке, то это приведет к тому, что хай-хеты и тарелки будут сжаты вместе с бас-бочкой  и вы не минуемо получите характерно  тусклую барабанную партию из-за сильной компрессии ( в отличие от многополосной).

Еще хуже ситуация обстоит при сжатии всей фонограммы. Басовый спектр будет диктовать условия, при которых компрессия налагается на весь микс. Один из способов борьбы с этим, является выставление более длительного время реагирования, при котором другие процессы пройдут «чистыми» до момента сжатия.  Правда, этого мало при работе  с цифровыми системами, которые не терпят даже краткие перегрузки при выходе сигнала за допустимый уровень.

В некоторых музыкальных ситуациях такие побочные эффекты могут быть желательны. К примеру, в некоторых формах  рока или  поп-музыки «пампинг» эффект  (слышимое сжатие из-за быстрого изменения громкости) может добавить энергию и шквал эмоций, если конечно не переусердствовать. Однако для мастеринга и других деятельностей, многополосный компрессор обеспечивает на много большую гибкость.

Принцип работы многополосного компрессора.

В сущности, многополосный компрессор включает в себя  ряд фильтров (подобных активному кроссоверу системы PA), которые разделяют звуковой сигнал на две или больше полосы частот. С тремя — или компрессоры с четырьмя группами, возможно, лучший компромисс между многосторонностью и простотой в использовании. После прохождения через фильтры каждая полоса частот обрабатывается собственным компрессором, после которого повторно комбинируются сигналы. Основное преимущество многополосного сжатия состоит в том, что высокоуровневый всплеск  в одной полосе частот не вызовет сжатие громкости в других группах, поэтому когда работает бас-барабан то, вместо того, чтобы компрессировать всю  фонограмму вместе с ним, будут сжаты только низкочастотные звуки  (пинок бас-бочки и бас), оставляя средние и высокие частоты нетронутыми.многополосная компрессия

С однополосным компрессором в независимости от его настройки,  влияние происходит на полный частотный диапазон, но многополосный компрессор может использовать различные настройки компрессора в каждой частотной группе, если это необходимо  — изменяя различные параметры времени атаки и восстановления, а так же  коэффициент сжатия и параметры порогового уровня. Кроме того, если эффекты компрессии  неблагоприятно  изменяет полный тональный баланс, вы можете восстановить его, корректируя уровни громкости  трех частотных групп компрессора,  друг относительно друга.

За счет такой  системы,  возможно, почти полностью управлять сигналом через регулируемые компрессорные полосы,  но при этом проблемы могут возникнуть уже при суммировании частотных групп в общий сигнал, если одна из полос сама по себе обладает  высоким уровнем.  Решить данную проблему можно с помощью общего регулятора громкости, но я бы рекомендовал использовать в конечной цепи быстродействующий пиковый  лимитер, чтобы предотвратить короткие перегрузы  в цифровых системах. Другое важное решение заключается в том, чтобы гарантировать, что, когда эти три группы повторно суммируются, оптимальный баланс фазы восстановлен, так как любая форма схемы фильтра заключает в себе фазовые сдвиги. Если на это забить, то вы получите не ясную звуковую картину так, если бы использовали очень дешевый эквалайзер.

Какой многополосный компрессор является самым лучшим?

Коммерческие многополосные компрессоры  позволяют пользователю изменять  ширину полос  благодаря точкам корректировки, поэтому если мы возьмем  компрессор с тремя частотными  группами в качестве примера, то —  где лучше расположить точки? Ответ – все зависит от аудиоматериала. Да, я знаю, что это очень плохой ответ, поэтому давайте сузим область применения и  предположим, что мы обрабатываем полную фонограмму типичной популярной песни. Установка корректирующей  точки посреди вокального диапазона может испортить вокал, особенно если вы используете радикально разные  настройки компрессии  в каждой взаимно пересекающейся частотной группе.компрессоры от WiCommercial

С моим опытом, могу сказать, что нижнюю корректирующую точку лучше ставить у начала частотно-вокальной области (разумная установка могла бы быть в области 120 Гц – так  как это ниже вокального диапазона, но выше большинства низких  элементов баса и бас-бочки), а высокую не ниже 2.5 кгц. Но это, конечно,  все —  «затравка» для вас, так как в реальности  верхнюю корректирующую точку можно приподнять по выше, что бы обработка ни была очень резкой, так как область в 2-4kHz чувствительна для человеческого слуха. Если вы верхнюю точку перенесете в район 6 кгц – это более благоприятно скажется на партии голоса и на некоторых акустических инструментах.

Устанавливаем настройки многополосной компрессии.

Следующее действие заключается в настройке компрессора в  каждой частотной группе. Есть два разных способа использовать сжатие. Очень часто мы используем компрессоры, чтобы обрабатывать  только те сигналы, которые являются слишком громкими —  мы выставляем значение параметра порогового уровня, затем устанавливает степень сжатия так, чтобы сокращение громкости было применено к чему-либо превышающему этот уровень.  Степень сжатия определяется  как число децибелов, на которое входящий  сигнал должен перевалить за пороговый уровень, что бы на выходе получит прирост громкости в  1 дб. То есть  если у вас стоит значение 5:1, то это значит входной сигнал при превышении порога на 5 дб, на выходе усилится в громкости всего на 1 дб. Ниже порога — со звуком ни чего не происходит. Если вам нужно обуздать вокальные пики или другие динамические всплески, то это обычный способ работы с компрессором.многополосная компрессия

Другой способ заключается в том,  чтобы установить низкий порог (примерно  от -30 до -40dB) с очень низким коэффициентом сжатия (как правило, меньше, чем 1.2:1). Теперь, вместо того, чтобы применить большое сжатие, чтобы обработать  пиковые всплески, вы обнаружите, что мягко компрессируется  всё, кроме самых тихих сигналов. Это — хороший способ добавить плотность и энергию к фонограмме, если она хорошо сбалансирована, но это не поможет  управлять пиками в плохо сбалансированном материале.

Два способа настройки, а также вариации между ними – помогают очень гибко настраивать многополосный компрессор для каждой частотной группы. Например, если я работаю с фонограммой, у которой чувствую, что не хватает плотности в низкочастотном  спектре, то я использую высокий пороговый уровень и большое значение степени сжатия  для того, что привести  средне-басовый  уровень в порядок, но при этом на средних и высоких диапазонах  работать с тонкой компрессией.  Регулятор громкости  (который обычно доступен независимо для каждой группы), может тогда использоваться, чтобы восстановить любой  спектральный  дисбаланс, вызванный  различными  настройками сжатия. Точно так же, применяя более тяжелую компрессию к частотам повыше, скажем, 6 кГц —  можно увеличить высокочастотную плотность, чтобы создать эффект  использования усилителя (то есть эффект насыщения).

Правда, примите во внимание, что при использовании регулятора громкости – вы можете так же поднять нежелательные призвуки  (наподобие шума магнитной ленты, механические шумы музыкальных инструментов и т.д.). И опять же, тщательный выбор точек корректировки  и настройки коэффициента сжатия/порога смогут помочь смягчить любые неблагоприятные воздействия, полагаясь на маскирование шума в различных полосах частот почти также,  как и Рэй Долби открыл  в  своих  системах шумоподавления.

Уровни среднечастотного диапазона, а так же мастеринг – являются теми областями, которые я склонен меньше всего обрабатывать. Часто коэффициент компрессии в  1.1:1 и порог в -35dB достаточно, чтобы всё прижать.  А когда это суммируется с двумя другими  частотными  группами (которые могут  в большей или в меньшей степени быть компрессированы), то целая фонограмма кажется более пульсирующей, ясной, но при этом не кажущейся  явно обработанной. Если вы работает  под лозунгом  «громче любой ценой», то вы можете использовать  в конце цепи пиковый лимитер, чтобы обрезать высокоуровневые всплески на 6 дб и, тем самым, дать себе возможность приподнять общий уровень громкости на это же значение без эффекта клиппирования.

Многополосная компрессия от Paul White и Hugh Robjohns (журнал Sound of Sound часть II)

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: