«

»

Многополосная компрессия от Paul White и Hugh Robjohns (журнал Sound of Sound часть II)

многополосная компрессияМы много проговорили о  коэффициенте компрессии и  о пороге  срабатывания, но ни чего не упомянули о  времени срабатывания  и времени восстановления! Здесь все зависит от полосы частот – если это относится к басу, я использую умеренное время срабатывание, так как у басовых частот транзиент процессы (процесс быстрого изменения или короткие одиночные  импульсы – «пики») проходят медленно, а значит контроль над ними будет при минимуме усилий. А вот время восстановления устанавливаю настолько короткое, что бы практически не чувствовать «пампинг» эффект. Как правило, чем более интенсивная музыка тем меньше нужно устанавливать время восстановления для правильной работы компрессора, но когда дело доходит до низких частот, то здесь есть некоторые особенности.  А связаны они с тем, что  басовые ноты  обычно на много длиннее, чем ноты в более высоких диапазонах – то есть время восстановления для них надо выбирать на много большее. Для затравки — вначале установите время восстановления средней частотной группы примерно вдвое больше чем  время срабатывания и отталкиваясь от этого – постепенно определите временные параметры для все трех диапазонов.  

Так как среднечастотная область для нашего слуха очень чувствительна, то некоторые настройки могут показаться так, как будто бы мы использовали однополосный компрессор. Другими словами – используйте более долгое время срабатывания, что бы улучшить характеристику транзиент процессов, но более короткое время восстановления (не переборщите, чтобы не появился  явный эффект пампинга).

Настройки для высокочастотной полосы зависят от ваших планов. Если вы хотите  увеличить плотность, то используйте больший коэффициент компрессии – это придаст энергии, а время срабатывания сделайте более быстрым для удержания транзиент процессов. Так как высокочастотные  импульсные пики более быстро распадаются по сравнения с средним и нижним диапазонами, то время восстановления можно выбрать на много короче чем в других частотных группах. Конечно, внимательно прослушайте работу  компрессора, что бы выявить пампинг эффект и другие неестественные изменения громкости.  Удлиняя время восстановления избавьтесь от них.

Компрессия во время трекинга и микширования.

До сих пор, мы рассматривали компрессию на стадии мастеринга. При сведении используется такой же подход, когда вы обрабатывает группу инструментов. Однако нет ни каких противоречий, если вы будете использовать многополосную компрессию на одной аудиодорожке (признаюсь, что редко приходилось  так поступать, но если вам не нужна явная компрессия, то такой метод будет вам полезен). В данном случае начинайте с одинаковых настроек для всех частотных групп. Основное различие — то, что вы, вероятно, не должны будете устанавливать искусственно долгое время  срабатывания, чтобы сдерживать переходные процессы. Сложные инструменты  как акустические фортепьяно или барабаны, которые записываются  с ограниченным числом микрофонов, вероятно извлекают больше всего плюсов  от многополосного сжатия, но я знаю инженеров, которые также используют их на вокалах или на таких инструментах как гитара или духовые.многополосная компрессия

Когда мы компрессировали фонограмму, то у нас было правило держать точку корректировки подальше от середины, но для инструментов у вас полная свобода в художественном плане.  Например, бас-гитара могла бы извлечь выгоду от низкого расположения  точки корректировки на уровне  50 или 60 Гц — таким образом, вы можете управлять глубиной баса  более точно. Одновременно, верхняя точка перехода могла быть спущена  всего до нескольких сотен герц, к примеру до 800, поскольку полоса от 50 Гц до 800 Гц очень сильно влияют на характер звучания  бас-гитары. А диапазон от 800 и выше – как бы дополняет общую картину вашего инструмента. Если вы чувствуете, что звук получается «квадратный», то просто  сузьте расстояние между точками корректировки и по экспериментируйте с временными настройками. Чем больше компрессии вы применяете, тем больше вы должны приподнять уровень громкости частотной полосы  по сравнению с дообработанным материалом (но при этом вы всегда можете и не делать этого, если преследуете определенные цели в звучании).

Многополосная компрессия на синтезаторах.

Поскольку синтезаторы — электронно сгенерированные источники звука, характеристиками которых можно управлять через  MIDI — может показаться, что есть мало моментов когда нужно компрессировать их.  Но бывают такие случаи, в которых сжатие дает преимуществено по сравнению с другими способами обработки. Кроме того, бывают даже моменты когда не просто сжатие, а многополосное сжатие дает лучший результат. Например, представим  синтезаторный звук, базируемый на основе обработки  резонирующего фильтра. Если вы примените однополосную компрессия для урегулирования пиковых скачков среднечастотной области, то это приведет к полному ослаблению всей громкости. С многополосным компрессором вы это сделаете более деликатно и чисто, как хирург, не уменьшая общий уровень сигнала. С компрессором с тремя частотными группами сжатие будет происходить только в тех полосах в которых будет появляется работа резонирующего фильтра.  Также скачок уровня может происходить при взаимодействии двух звуков или при применении флэнджер эффекта. В данном случае  многополосный компрессор проведет обработку точнее, чем однополосный.  Аналогичная ситуация существует, когда у Вас есть басовый звук синтезатора, в котором содержится много высших гармоник. При помощи многополосного компрессора басовый спектр останется не тронутым в отличие от высокочастотной области.

Многополосная обработка телерадиовещании.

В телерадиовещании и в некоторых сервисах с телеуслагуми  — использование  многополосного сжатия  стало  общепринятой практикой. Большинство систем вещания предоставляют методы сжатия до пяти полос, а некоторые и еще больше. Первоначально, многополосная обработка выполнялась при помощи аналоговой аппаратуры, но самые современные системы теперь  полностью цифровые, и многие включают другие аспекты цепи вещания, включая усовершенствованное лимитирование пиков и функции мультиплексирования стерео. Принимая во внимание, что большая часть телерадио станций по поп и рок-музыке используют полный «мегасквош» с пятью полосами (к примеру, обратите внимание на тотальное отсутствие динамики звука от Радио 1 Би-би-си, Великобритания), более продвинутые музыкальные станции имеют тенденцию выбирать более тонкий подход к компрессии. Британский канал классической музыки Радио 3 Би-би-си, например, имеет тенденцию использовать  только трехполосную компрессию с очень скромными и мягкими настройками, но во время «час пика» настройки меняют на более жесткие, что бы побороть шум работающих двигателей машин в пробке.многополосная компрессия

Многополосное сжатие в телерадиовещании служит нескольким целям. Во-первых, позволяет добиться плотного уровня громкости у аудиоматериала  что делает его более слышимым в шумных обстановках — в автомобиле, на фабрике, и т.д. Это также улучшает полезную зону охвата для радио, максимизируя количество потенциального числа аудитории и  тем самым оправдывая высокую стоимость  рекламы в эфире.

Многополосная компрессия также позволяет как бы создать «отличительное лицо» телерадиокомпаний, позволяя каждой станции иметь свой отличный и опознаваемый характерный — только присущей ей звук. Это достигается путем коррекции  настроек  в каждой полосе и относительно других полос в общем, чтобы создать определенный спектральный баланс. Просто прослушивая разные радиостанции  обратите на это внимание.

Правда есть и плохие новости: многополосная компрессия сжимает на много эффективнее, чем компрессор с одной полосой. А это в свою очередь может с подвигнуть  к огромной утомляемости слуха у аудитории. Таким образом, сильное сжатие способствует с одной стороны к лучшей подачи аудиоматериала слушателям в шумной обстановке, с другой стороны – это может привести к тому, что много людей просто выключат приемник из-за утомления.

Так же бывает, что многополосная компрессия в  студиях автоматически обрабатывает все треки не зависимо от их характера, это может привести к тому, что даже радиоинженер (на языке Би-Би-Си — менеджер киностудии) вообще  не имеет понятия как изменится частотный баланс фонограммы. Следовательно, все это может закончится тем, что люди услышать совсем не то, что хотела компания  или какие либо продюсеры, тем самым  деморализовав самих менеджеров  киностудии, которые больше всего заинтересованы в использовании  лучших методов и технологий для конкуренции. По этому многие коммерческие компании прибегают к перетрансляции (повторной трансляции) при которой вводит корректировку в многополосную компрессию.

Обработка вокала.

Большая часть всего слышимого голосового репертуара обрабатывается только однополосным компрессором. Но есть некоторые моменты где использование многополосной сжатия оправдывает себя – это случай с формированием тембра вокала. Например, применение более высокого коэффициента компрессии высокочастотной группы может дать шипение и смягчить голос, в то время как более тяжелое сжатие в нижнем спектре придаст плотность  и богатство вокалу. Так же вам понадобится по экспериментировать с точками корректировки, чтобы найти лучшие пересекающиеся частоты (я предложил бы приблизительно начинать с области  от  150 Гц до 4 кГц, а затем корректировать чисто на слух).  С многополосной компрессией вы можете подчеркнуть какую-то  определённую характерную черту вокала, сужая диапазон частотной группы. Это метод может быть более эффективным, чем использование эквалайзера.

Многополосная компрессия от Paul White и Hugh Robjohns (журнал Sound of Sound часть I)

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: