«

»

Moog modular v tutorial или обучение (часть 3): микшеры, генераторы огибающих и методы глубокого синтеза

moog modular v tutorial обучениеСегодня пройдем обучение еще трём модулям moog modular (усилитель-микшер, генератор огибающей и генератор огибающей на выходном усилителе). Так как в прошлой статье мы прошли генераторы звуковых волн, то мы уже можем изучать первые элементы синтеза. Предполагаю, что многие из вас уже не раз создавали звуки путем смешивания различных форм звуковых волн, подовая их после на фильтр и производя таким методом субтрактивную обработку. Но мне хочется показать в данном обучении чуть более глубокий подход – умение создавать сложные формы волн без фильтров и эквалайзеров (их мы все равно пройдем позже), а именно с помощью: синхронизации генераторов (о которой мы упоминали в прошлой статье, но не изучали подробно), мягкого клиппирования, инвертирования и частотно-модуляционного синтеза (FM-синтез). Если вас это заинтересовало данный moog modular v  tutorial, то вперед на мины!

И так, сейчас мы разберем модуль микшер. Дело в том, что его можно использовать и как микшер и как одиночный усилитель и как волно-преобразователь, да и много вообще, как. Рассмотрим подробно:moog modular v  tutorial обучение

Audio Input: вход для аудио сигнала (сюда можно подключить, к примеру, аудио выход с генератора).

Audio Output: аудио выход.

AM Input: вход, управляющий ручкой громкости (к нему можно подключить модуль генератора огибающей, генератора низкой частоты, S&H; получить такие эффекты как «тремоло», красивое изменение громкости или просто хаотичные звуковые «порывы»).

Volume: это сам регулятор громкости.

Link: подключение следующего усилителя к этому каналу (благодаря этой кнопке, мы можем сделать микшер из двух, трех или шестнадцати усилителей).

Soft Clip: мягкое клиппирование (очень для многих   странная кнопка ^_^, для чего же она нужна? Вроде бы клиппирует сигнал… Как не спроси, никто ей не пользуется из простых пользователей…но мы то не простые)))

Inverse: инвертирование сигнала (инвертирует сигнал вдоль оси Х).

Что первым, делом надо заметить? То, что при нажатии кнопки Link, следующий за ней усилитель становиться в общую группу, но общий микшируемый сигнал всегда подается на выход первого усилителя! Заметьте именно первого усилителя из цепочки, а он всегда крайний левый! Регулятор громкости первого (и других) регулируют уровень только входящего в него сигнала (общую громкость микса они не регулируют). Это же относиться к клиппированию и инвертированию: если вы поставите «инвертирование» на первом усилителе в цепочке, то зеркально отразиться только сигнал поданный на этот усилитель, по этому если вы хотите инвертировать именно микшируемый сигнал всей группы, его надо подать на отдельный усилитель и только там «инвертировать» или «клиппировать». Регуляторы громкости, кроме последних четырех, экспоненциальные. Последние четыре – линейные (у них подпись LIN).

Теперь рассмотрим генератор огибающей выходного усилителя и более простую модель. Начнем с простенькой модели  модуля 914moog modular v обучение

Attack: время начального нарастания громкости сигнала. В обиходе, называют «атакой».

Decay: период ослабления сигнала после начального нарастания. В обиходе, называют «спад».

Release: время окончательного затухания сигнала. В обиходе, называют

«затухание».

Sustain: уровень сигнала после «спада». В обиходе именуют или «пьедестал» (привет поклонникам поливокса!) или «поддержка».

Input Trigg: это вход для подключения к модулю управляющего сигнала. Если вы на него нажмете правой кнопкой мыши, то вылезет не плохой список подключения. Можно назначить на отпускание клавиши миди-клавиатуры «keyboard trigger off» — тогда модуль заработает только после того как вы отпустите клавишу.

Output: выход огибающего сигнала.

С помощью него можно управлять фильтрами, усилителями, генераторами и практически всеми другими модулями (как только фантазия подскажет). Сам сигнал выглядит так: как видите параметры «атака», «спад», «пьедестал» и «затухание» создают вот такую конструкцию: moog modular tutorial обучение  А вот генератор огибающей выходного усилителя имеет более сложную форму (в отличии от модуля  914, он управляет громкостью выходного сигнала, но при этом имеет модулирующий выход для использования его в других модулях):generator-ogibayushhej-vyxodnogo-usilitelya

Attack, Decay, Release, Sustain – тоже самое, что и в модуле 914. А вот Slope Time и Slope Level усложняют огибающую. Взгляните:moog modular tutorial обучение

Slope Time: время начального «спуска» пред основным «спадом».

Slope Level: уровень до которого должен произойти спуск и с которого должен начаться спад.

Input Trigg: вход для подключения к модулю управляющего сигнала (по умлочанию подключена клавиатура).

Gain: регулятор уровня громкости.

Envelope out: выход сигнала огибающей для не зависимого использования.

Audio Input: вход для аудио сигнала (сюда можете подключить выходы генератора или микшируемого сигнала).

Panoramic: регулятор, управляющий панорамой.

Soft Clip: в данном модуле можно использовать для сатурации (правда, это загрузит ваш процессор).

AM Input: вход, с помощью которого можно регулировать ручку громкости (Gain). С его помощью, можно не зависимо от огибающей (и от ее момента срабатывания) управлять громкостью сигнала на выходе.


 

Ну что же? Вы узнали работу генераторов, микшера и генераторов огибающей. В принципе, можно спокойно по экспериментировать в области синтеза без использования фильтра. В прошлой теме было слегка сказано о синхронизации генераторов, о ширине импульса (лучше всего называть техническим слово «скважиной сигнала», так как понятие импульса в основном относится к квадратной форме волны, а мы имеем еще треугольную и пилообразную), а также о клиппировании, инвертировании, FM-синтезе.

Мы знаем, что есть четыре вида сигнала, но мы можем также получить другие формы на основе этих. Первым делом, на их форму влияет регулятор «скважины» сигнала. Рассмотрим, как изменяется форма волны от параметра «скважина». 0% — это крайне левое значение регулятора «ширины импульса» у модуля драйвер (смотрите предыдущую статью), 100% — крайне правое, 50% — по середине.

Пилообразная при 0%: shirina-skvazhiny-0

Пилообразная при 100%:shirina-skvazhiny-100

Треугольная при 0%:treugolnaya-forma-volny-so-skvazhinoj-5

Треугольная при 50%:moog modular tutorial обучение

Треугольная при 100%:moog modular tutorial обучение

Квадратная при 0%:moog modular tutorial обучение

Квадратная при 50%:kvadratnaya-volna-so-skvazhinoj-50

Квадратная при 100%:moog modular tutorial обучение

Как видно можно изменять форму сигнала в довольно широких приделах, получая различные богатые спектры.

Давайте посмотрим в нашем «moog modular tutorial обучении», как работает синхронизация генератора, и какие  более сложные формы мы можем благодаря нёё получить. Взгляните на рисунок:moog modular tutorial обучение

На нем показан основной принцип работы синхронизации для пилообразной волны. Как видим, за счет периода ведущего генератора, можно на ведомом преобразовать сигнал в более сложную форму. Здесь важно научиться пользоваться ведущем генератором, научиться правильно подбирать период, чтобы уметь делать более сложные преобразования. Приведу пример: берем за основу тот же пилообразный сигнал со скважиной 50%. Подбираем период ведущего осциллятора так, чтобы ведомый генератор перезапускал ведущий на середине его периода. Получаем более сложный и более богатый вариант пилообразной:moog modular tutorial обучение

А вот теперь рассмотрим применения мягкого клиппирования. Многие им не пользуются или просто не понимают для чего он нужен, но среди звукодизайнеров (к коим отношу и себя) данный эффект имеет одну важную функцию – он используется для дальнейшего преобразования сигнала, а именно для «закругления» прямых в форме (для многих аналоговых модульных синтезаторов продаются отдельные блоки с клиппированием: от мягкого до очень сильного среза — таким способом создаются причудливые волны… может затрону эту тему в других статьях, если вам будет интересно) . Возьмем нашу синхронизированную пилообразную волну со скважиной 50 % и подключим ее к усилителю, нажав кнопку «клиппирование» и выкрутив ручку усиления до упора. Все прямые линии округлились:klippirovannaya-sinxronizirovannaya-forma-pily-so-skvazhinoj-50

Этим способом можно изменять синусоиды, квадратные и треугольные сигналы (мы еще его применим на практике ниже). А теперь нажмем инвертирование (в основном оно нужно для FM-синтеза) и во у ля:moog modular tutorial обучение

Это форма сигнала на много сложнее, чем четыре данные по стандарту. С помощью таких преобразований, вы можете получать сложную основу для более сложных звуковых коллажей.

Затронем немного FM-синтез. В прошлой статье, говорилось о том, что мы можем модулировать частоту каждого сигнала (на генераторе и драйвере есть для этого специальные входы) – такой подход называется «частотное модулирование» или FM-синтез. Он помогает также создавать сложные формы сигнала. Давайте сделаем быстренький патч со звуком транзисторного органа. Возьмем синусоиду с одного генератора (при этом в режиме октавы 2`) и направим его на вход «управления частотой» другого. Если сейчас взять синусоиду уже с модулированного генератора, то мы получим во такую сложную форму волны (она немного изменяется во времени):moog modular tutorial обучение

Такая форма имеет сходство со многими электронными транзисторными органами. А теперь создадим два таких сигнала синусоиды (подключив их к микшеру): один на октаве 32`, а другой на 16`, которые модулируются с одного и того же генератора. Возьмем четвертый генератор (не модулируемый) и его синусоиду, и также пустим на микшер, но только клиппируем ее, получив более сглаженную форму присущую многим органам. Давайте взглянем как меняется форма синусоиды под данным эффектом. До клиппирования:moog modular tutorial обучение

После клиппирования:moog modular tutorial обучение

После чего, остается пустить общий микшируемый сигнал на генератор огибающей выходного усилителя. Немного подобрать атаку, спад, пьедестал и затухание, чтобы получить более «резво» играющий транзисторный орган. Вот так он звучит:

Звук состоит из микса трех форм сигнала: два из которых сделаны с помощью FM-синтеза и один через эффект клиппирования. А вот сам патч (как видите он очень простенький):moog modular tutorial обучение

Надеюсь, что все написанное в этой статье дало вам более глубокое понимание возможностей синтеза. Мною специально была опущена стандартная учебная линейка «генератор—микшер—-фильтр—-выходной усилитель» с которой обычно учатся синтезировать ново начальные. Так как такой подход, иногда «закрывает» собой знания и возможности самих генераторов в купе с одиночными усилителями, а профессиональный звукодизайнер использует все что ему доступно на 100%.

Следующая статья будет посвящена как раз фильтрам! Продолжение следует…

я в твитере я в фейсбуке я в контакте я в ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: