«

»

Moog modular v tutorial или обучение (часть 7): модуль Sample & Hold

Сегодня мы рассмотрим в Moog Modular один из известных модулей — Sample and Hold (модуль «выборки и хранения»), а так же некоторые приемы его использования в звукодизайне — я предлагаю синтезировать известный звуковой эффект «stars» из альбома Jean Michel Jarre “rendez-vous” (part 1). Вообще, технология S&H была создана больше для бытовой электроники, чем для звука, но знаменитые инженеры модульных синтезаторов  эту разработку внедрили в свои аппараты на благо музыкантам. В чем же заключается метод «выборки и хранения»?

Первым делом, прежде чем использовать данный модуль, нужно понять смысл его работы. (Многие музыканты любят крутить ручки, не читая руководство и даже не вникая в суть происходящего — а-ля, что-нибудь, да и выйдет стоящие, но, сколько времени будет потрачено на это?) И так, взглянем на рисунок ниже:

Изобр 1

S&H представляет из себя аппарат, который сохраняет значение напряжения на входе и в течении определенного времени подает это значение на выход. Как видим с изоб. 1, беря значение напряжения в определенно заданное время вместо плавной волновой функции, он преобразует ее в ступенчатую. Ступенчатая форма сигнала — это и есть основная фишка данного модуля, позволяющая нам разнообразить метод синтезирования. Подать на модуль можно не только синусоидообразный сигнал, но и вообще какой только взбредёт в голову, тем самым получив сложные формы волн на выходе.

Рассмотрим строение модуля от Moog Modular:

Clock Rate: время, в течении которого будет удерживаться напряжение взятое на входе.

Trigg Input: здесь подключается внешний логический сигнал для запуска модуля.

Trigg Selection: включает/выключает  внешний  управляющий сигнал поданный на Trigg Input.

Glide: сглаживает ступенчатый сигнал на выходе, позволяя делать его более гладким и с плавными переходами.

Output: выход ступенчатого сигнала.

Input: вход для модулируемого сигнала.

И так, теперь, когда мы рассмотрели строение модуля (как видно, он более сложен, чем бытовой его вид и обладает функциями Glide и Trigg Input/Trigg Selection, что дает некоторую свободу звукодизайнеру), давайте рассмотрим  сами функции  Trigg Input/Trigg Selection. При выключенном положении  Trigg Selection, S&H работает в автономном режиме, то есть обрабатывает постоянно входной сигнал. Иногда звукодизайнеру потребуется такие моменты, когда данный модуль должен включатся только в определенных участках цепи звукового синтеза. Тогда мы программируем  Trigg Input, выбирая из списка логических сигналов тот, который более-менее подходит для нашей задачи, и Trigg Selection переключаем в положение ”ON”.  Модуль будет работать только при поступлении выбранного нами управляющего логического сигнала на вход  Trigg Input. Больше особо про нюансы «выборки и хранения» от  Moog Modular сказать нечего. Написанное дальше, вы можете спокойно пропустить и сразу начинать экспериментировать, но если вам нужно какое либо «начальное руководство», милости просим!


Пример использования Sample and Hold в синтезе звука. 

Приступим к нашему первому синтезу с применением S&H! Будем синтезировать звук “stars” из альбома  ”rendez-vous”, который возникает со второй секунды в левом и правом канале:

Конечно, не ждите от меня достоверного структурного ресинтеза, так как на каком синтезаторе делал этот звук маэстро, история умалчивает… Мы просто попробуем воссоздать нечто на артурии Moog Modular V. Первым делом проанализируем звук, который мы слышим в треке  rendez-vous part I. Если вы внимательно слушали синтезируемый звук, то заметили, что у него есть протяжное ступенчатое изменение во времени и плюс к этому оно  хаотически варьируется по высоте.  Первое говорит нам о том, что использовался модуль  S&H, а второе, что для входного сигнала использовался хаотический звук, то есть белый шум.  При этом у самого эталона урезаны частоты снизу чуть ли не до высоких областей и также подрезаны  слегка верха. То есть синтезируемый звук проходил дополнительно через два фильтра: низких и высоких частот. К этому можно добавить некоторый FM привкус… вполне возможно, что основной генератор дополнительно стимулировался какой-то формой волны. Какой тип волны — неизвестно, но забегая вперед, скажу, что «квадратнообразной» (это определяется методом проб и ошибок).

И так, что на понадобится:

1 Модуль  S&H.

2 Генератор белого шума.

3 Фильтры низких и высоких частот.

4 Два генератора квадратнообразной волны.

Возьмем первый генератор и используем квадратнообразную волну (в конце можно поэкспериментировать с формами волн). Подключим ее к первому усилителю. По звуку из альбома слышно, что у него убран низкочастотный спектр и подкорректированы высокие частоты. Поэтому кинем с усилителя пилообразную волну на фильтр высоких частот и с него на фильтр низких. После чего, подаём сигнал на основной усилитель.

Теперь коммутируем вход   S&H с выходом генератора белого шума. Выход с «выборки и хранения» на FM вход первого драйвера  Арутирии Moog Modular V. В принципе, система готова: белый шум будет поступать на модуль S&H, создавая хаотичную ступенчатую волну, которую мы отрегулируем контролером Glide и контролером Clock Rate по звуку, близкому к нужному эталону. Дальше ступенчатая форма волны будет управлять генератором квадратнообразной (которая больше похоже на используемый звук из альбома), создавая подобие хаотичного изменения с протяжностью. Её мы отфильтруем с «низу» и с «верху»  и отправим на главный усилитель, пропустив через цепочку эффектов делей и хоруса. Вот такой план. Вот как выглядит сам пресет: 

Цепочка эффектов:

Кроме этого, поэкспериментируем с FM синтезом, так как звук на эталоне был пропущен через него по характерному звучанию. Просто с четвертого, не занятого генератора пустим пилообразную волну на первый драйвер и слегка закоммутим (смотрите на один рисунок выше). Именно слегка, так как он должен добавлять в звук  «обволакивающий» эффект. Все остальные настройки регулируются на слух, так что бы они были близки к эталону, но важно не забывать, что кроме Glide и  Clock Rate, очень сильно влияет и сама степень коммутации на вход других модулей или драйверов (благо, что артурия вела такую возможность). Послушаем сам пресет:

 

Нашей целью не было добиться 100% достоверного звука, да и в этом ни какого смысла. Но такие попытки синтеза хорошо помогут вам разобраться в возможностях модуля – что нам нужно в первую очередь.

Следующая статья будет посвящена модулю ringmodular.

я в твитере я в фейсбуке я в контакте я в ютубе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>