«

»

Музыка, написанная нейронной сетью

музыка написанная нейронной сетьюИскусственный интеллект все больше входит в нашу жизнь — управляет машинами, ставит диагноз в медицине, ставит маты шахматистам. Теперь он добрался до творчества: альбом «Hello World» — это первый сборник  музыки, написанной на основе технологий нейронной сети от компании Sony. Эра человеческих талантов подошла к концу или же не всё так просто?

В пятницу, 12 января, была отмечена дата первого музыкального релиза от проекта «Flow Machines». Известный французский композитор Бенуа Карре издал 15-трековый поп-альбом под названием «Hello World» — символичный знак, традиционно используемый программистами при создании программ. «Hello World» — это совместная работа множества музыкантов, в том числе канадского народного артиста Курия Кристмонстса, бельгийской звуковой студии Bionix и номинанта на премию Меркьюри музыканта С. Дюкана и… искусственного интеллекта, который создал все песни из данного альбома!

ИИ все больше ассоциируется с модернизмом и с дополнительным стимулом для творчества. В то время, когда сложный искусственный интеллект являлся лишь спекулятивной особенностью научной фантастики, мало кто думал, что все это воплотится в реальность — теперь «он» управляет нашими автомобилями, помогает дать точный медицинский диагноз или одерживает победу в играх (к примеру, в шахматах). Ко всему этому, теперь он добрался до творчества. Исследовательский проект Flow Machines, является результатом совместной работы научно-компьютерных лабораторий фирмы Sony (в Париже) — это одна из немногих компаний, изучающая возможность использования искусственных алгоритмов для создания музыки.

Программное обеспечение в проекте Flow Machines (предназначенное для машинного обучения), уникально в своей способности создавать сложные результаты, которые могут служить для решения задач, построения прогнозов или быть рекомендациями в узконаправленных областях исследования. Все это основывается на шаблонах, которые получаются путем изучения и обработки больших баз данных. В случае с проектом Flow Machines, запуск которого состоялся в 2012 году, возглавляемый исследователем ИИ Франсуа Пашетом, были получены шаблоны из 13 000 песен, благодаря чему можно было получить определенные статистические модели, которые представляют информацию о том, какой характерной структурой обладает скопление «кирпичиков музыки»: ноты и аккорды при разных стилях музыки. Эти статистические модели затем используются для создания новых мелодических и гармонических последовательностей в нужном стиле, выступая в качестве идей для музыкантов, использующих данное программное обеспечение во время сочинения.

«Идея состоит в том, что, когда артист использует данный ИИ, первое, что он должен сделать это решить, набором каких песен он хочет, чтобы искусственный разум был вдохновлен. Причем, это может быть, как сама песня в целом, так и определенные ноты или пассажи», — сказал Паше в интервью при публичном открытии «Flow Machines» в Париже. «Затем машина анализирует все эти музыкальные фразы, и пользователь делает запрос: «Пожалуйста, сгенерируй мелодию на основе того, что я тебе только что дал проанализировать». Однако, цель программного обеспечения заключается не в замене музыкантов, а только в помощи им — это должно помочь им генерировать новые и уникальные музыкальные идеи, предоставляя им доступ к гармонии и мелодическим структурам, вне зависимости от того, знают ли они данный стиль музыки или нет.

Карре и Паше утверждают, что «Flow Machines» является логическим следующим этапом развития музыкальной истории человечества. На вечеринке в честь альбома «Hello World» в Париже можно было наблюдать интересные плакаты с вехами из истории музыкальных технологий, таких как появление пифагорейского строя или появление DAW. Это было сделано намерено, чтобы подчеркнуть неизбежность формирования новой эпохи музыки, основанной на искусственном интеллекте. Этот же момент заставил посетителей задуматься над тем: «А кем является композитор по сути?». «Кто такой музыкант?» — как бы в помощь глаголила надпись на стене. «Мы входим в новое направление музыкальных технологий, которое предоставит человечеству эпоху музыки, невозможную ранее — теперь её сможет сочинять каждый человек без музыкального дара и образования», — ответил Паше.

Именно этот акцент на демократизацию музыки и устаревание прежних форм музицирования был основой разговоров оставшегося вечера. Там же, под конец был предоставлен учебник «для начинающих» по работе с «Flow Machines». Его презентация была с предварительным прослушиванием одной из песен из альбома «Hello World». Нам пояснили, что каждый трек был создан ИИ под контролем музыканта, на основании вкуса которого создавалась композиция.

Какой можно сделать вывод от прослушанного? Ну, во-первых, ИИ сочиняет не лучше своих «родственников-композиторов» с радио, хотя они и не обладают искусственной алгоритмизацией. Было ясно видно (или слышно), что Карре был инициатором основной структуры каждой песни, но аранжировка их была все равно неудобно искусственной. Такие треки как «One Note Samba», «Magic Man» и «Mafia Love — 16 Bits», исполнялись вроде бы обычным поп-вокалом, но явно чувствовалась кривая реализация, полная искажений, резких прерываний на основе искусственной алгоритмизации. Все это слушалось не как «новое и инновационное», а как неуклюжее и странное.

Если алгоритм «Flow Machines» разработан как творческий инструмент для композиторов и музыкантов, то это только первые шаги. «Hello World», конечно, необычен в своем «алгоритмическом подходе» к созданию композиции, но сама музыка — это всего лишь стандартная попсятина. И хотя это направление музыки, созданное искусственным интеллектом, в настоящее время не является ни благом, ни проклятием для музыкантов, она все же вызывает серьезные вопросы о будущем: «Как слушатели должны относиться к музыке, создаваемой ИИ? В какой момент эти алгоритмы смогут сделать хотя бы один «хит»? В газете «The Guardian» консультант по музыкальной индустрии Марк Маллиган предположил, что музыка ИИ не является мерилом качества музыки. «Пока вы правильно подходите к композиторству и используете ИИ для помощи в творчестве, то от этого никаких проблем не будет — все только в плюс вам», — заявил он.

Многие фирмы заинтересованы в данном направлении развития — это связано с проблемами авторских прав. К примеру, Flow Machines публично связан с Spotify, можно предположить, что если пользователи будут добавлять плейлисты с музыкой, созданной на основе искусственной алгоритмизации, то компания может не платить деньги за авторские права после публикации такой музыки. Отвечая на вопрос о правовых процедурах авторского права, связанных с производством «Hello World», Паше просто ответил: «Никто не будет платить машине — это технически невозможно. А та музыка, на основе которой были построены новые композиции, мы уже получили право на её использование».

Трудно выбросить из головы мысли о неблагоприятных последствиях ИИ в музыке. Но на протяжении еще последующего десятилетия в этом направлении будет мало какого-либо основательного продвижения, если даже через несколько годков появится программа, которая сможет на высоком уровне создавать музыку, то она все равно будет работать только в определенных музыкальных направлениях. На данный момент музыка от ИИ — это новинка и, как минимум, креативный инструмент для композиторов. Паше и Карре планируют выпуск второго альбома на своем лейбле «Flow Records». «Следующие треки уже не будут такими как эти», — сказал Паше. «Там будет другой стиль. Мы больше времени уделим мелодиям и оркестровой аранжировке. Может быть, третий альбом будет вообще в стиле рэпа. Посмотрим».

Если вам понравилась статья, то попрошу репосты или лайки. Для меня это будет хорошей поддержкой.

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт sergeitrunov.ru обязательна!

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: