«

»

Основы психоакустики (часть I): критические полосы человеческого слуха

     Разбираясь в основах психоакустики, я наткнулся на описание очень интересного феномена -«критические полосы человеческого слуха». Оказывается, человеческий слуховой аппарат имеет определенные диапазон частот, в области которых он может чётко распознавать звук. Именно, «чистота» наложения разных по спектру инструментов в данных критических полосах, и их не конфронтация между собой приведет к тому — будет ли казаться «замутненной» звуковая  картина или же нет. Эта тема меня заинтересовала! А так как сам автор учебника написал о ней скупо, то было решено перекопать весь интернет, и особенно зарубежную научную литературу в поисках нужной информации, а  так же провести свои эксперименты.Сведения набрались с трудом, но в  достаточном количестве, что бы выпустить цикл статей по данной тематике. Надеюсь, она вам понравиться!     Исследования в области психо акустики показали, что у человека есть определенные частотные участки, которыми он воспринимает различные спектры звуков. Этим участкам дали название — «критические полосы» или «частотные группы». У каждой группы имеется свой анатомический участок на базиллярной мембране:

Приведем примерные диапазоны частотных групп (в герцах): 50±40, 150±50, 250±50, 350±50, 450±55, 570±60, 700±70, 840±75, 1000±80, 1170±95, 1370±105, 1600±120, 1850±140, 2150±160, 2500±190, 2900±225, 3400±275, 4000±350, 4800±450, 5800±550, 7000±650, 8500±900, 10500±1250, 13500±1750. Сами критические полосы к звуковысотному восприятию не имеют никакого отношения, так как в этом плане человеческий слуховой аппарат устроен более сложно. Человек с музыкальным слухом способен различать около 600 источников разной высоты. А вот для различия тембров звуков – даже очень!

Но надо отметить, что каждый человек слышит звуковую картину по своему, так как жесткой фиксации «частотных групп» нет.  У каждого человека она своя. Плюс ко всему этому  накладывается резонанс ушной полости. Но эти различия, конечно незначительны, так как у всех людей есть более-менее общие участки.
Как же помогают нам эти «критические полосы»? Одной из известных и более точных моделей механизмов слуха является гельмгольцева аналогия с частотомером. Суть теории такая: сигналы отдельных «частотных групп» суммируются в отделах слухового мозга так, что результирующие громкостное восприятие увеличивается при использовании большего количества  «критических полос» . Пример: это оркестр! Если его партитура будет включать все регистры по высоте, то он будет для нас звучать громче, чем оркестр со средней наполняемостью, хотя аппаратура будет показывать, что громкость у них одинаковая. В этом же суть эффекта «максимайзер», с помощью которого увеличивают громкость трека или какого-нибудь компрессора примененного в этих же целях.

Основы психоакустики (часть II)

я в твитере https://twitter.com/SergeiTrunov 
я в фейсбуке https://www.facebook.com/ambrellacop
я в контакте http://vk.com/public81828982

 

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: