«

»

От характерного звука до певческой форманты (часть I)

    Вы скорее всего не раз слышали такое слово «форманты»… Может это слово проносилось среди ученых мужей или же звукорежиссеров, музыкантов. Вполне возможно, им раскидывались профессиональные певцы, говоря о певческой форманте. Если оно вам не знакомо, и вы хотите стать  чуть более продвинутым на вашем музыкальном поприще, то я думаю, стоит немного затронуть эту тему. Так что же такое «форманты»? Форманты — это спектральные компоненты или более-менее явно выраженные спектральные области, обязанные своей природой наличию в конструкции инструментов (и в анатомии певцов) тех или иных акустических резонаторов. То есть это частотные области, которые образуются в результате уникального строения музыкального инструмента или гортани. По — этому многие музыканты, иногда,  долго выбирают для себя  какой либо инструмент, к примеру: электрогитару! Вроде бы одной фирмы, одной серии, датчики заводские, но все же  что-то не то…     Должна быть изюминка, которая заставляет выбрать именно эту гитару, а не какую либо другую. И совсем не последнюю роль здесь играют форманты!!! Где то дерево деки пересушили и вот: звук стал колкий. Накладку из палисандра приклеили – стал более мягкий. Конечно многие эти нюансы могут различить только эксперты… Для разных инструментов изменение их конструкции приводит к возникновению разных формантных областей, различающихся по громкости, частоте и составу. И большинство звуков мы определяем, относя их, к  какому либо инструменту благодаря именно этим уникальным частотным областям имеющим свой определенный характер. Различают одноформантные и многоформантные музыкальные инструменты и человеческие голоса. В музыкальном инструменте есть, в силу его характерной конструкции (или анатомии, если мы про голос), локальные резонаторы, которые в зависимости от типа генерируют спектральные полосы разной ширины, иногда близкие к тону, и которые по своей громкости тесно связаны с порождающим его основным сигналом. Как пример губная гармошка: при сильном дуновение в нее сразу становиться явным преобладание высокочастотных областей в звуке. Многие эксперты — акустики считают, что форманты сообщают звучанию так называемую «полётность».

Певческие форманты  в низкой, средней и высокочастотной области:

 Такая оценка в особенности справедлива по отношению к высокочастотным или, как их называют, верхним формантам, расположенным, в основном, в той части спектра, где чувствительность слуха повышена, следовательно, усиливается восприятие источника, будь он даже значительно удалён. Отсюда, наверное, и произошел этот ассоциативный термин: воздушный звук. Есть так же и низкочастотные форманты, расположенные в той же части спектра, где находиться колебание основных тонов. Они уплотняют спектр в среднечастотной зоне, и частично «перенося» его, за счёт биений, в спектральную зону, лежащую приблизительно вдвое выше частоты нижней форманты, так и чуть ли не в инфразвуковую область, находящейся ниже 20 гц. Поэтому многие звукорежиссеры вырезают ниже 20 гц, что бы ее звуковые колебания ни портили саунд-микс или аппаратуру. Кроме уплотнения среднечастотной области происходит так же и интермодуляция, которая приводит к порождению нового спектра звука за счет взаимодействия низкочастотных формант придавая ту самую мягкость, теплоту и объёмность основному звучанию инструмента.

я в твитере       я в фейсбуке        я в контакте        я в ютубе 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>