«

»

От характерного звука до высокой форманты (часть II)

Давайте дальше продолжим интереснейшую тему про форманты. Мы узнали, что форманты любого спектра: от низкой до высокой, являются резонансами уникальной архитектуры того или иного музыкального инструмента. Чем архитектура сложнее, тем больше в спектре разнообразных формантных зон. Кроме формант, которые не зависят от высоты извлекаемого звука (их называют «негармоничные»), существуют и так называемые «гармоничные». Они являются продуктом мнимых широких резонансных областей, появление которых связано с возбуждением и взаимодействием тех или иных гармоник звука (К примеру: колебание струн).

Гармонические форманты так же добавляют уникальную «специфичность» голосу певца или инструменту, но в отличие от «негармоничных» всегда следуют за основным тоном. При этом так же известно, что их транспозиция с основным тоном не всегда происходит точно – возможны отклонения и изменения от высоты регистра. По этому, гармонические формант поддерживают общий тембральный характер и однородность инструмента и дополняют «негармонические»: какую — бы ноту ты не взял на фортепьяно, фортепьяно будет звучать как фортепьяно.

Если заниматься спектральным анализом, то можно заметить, что у большинства звуков (не будем брать синтезированные) спектр не имеет ровного пологого спуска, а всегда есть какие-то островки (смотрите на картинку). 

 

Вот эти островки и придают уникальность и жизненность нашему звуку. Если их убрать эквалайзером, то это полностью обесцветит звук.

Как различить на спектроанализаторе форманты от основных тонов их гармоник? Самое первое отличие является в том, что основные тоны и гармоники выглядят сильно выраженными экстремумами – такими большими одиночными «островами», тем временем как форманты – группой маленьких островков. Взгляните на рисунок, на нем кружком обозначены основные гармоники звука, а треугольником – формантные зоны.

При этом нижняя певческая форманта (образующаяся за счет резонанса глотки в сочетании с грудной полостью) лежит в области 300-500гц, а высокая певческая форманта (за счет гайморовой пазухи и лобных пазух) в 2400-2800гц у мужчин и 3000-3500гц у женщин.

я в твитере       я в фейсбуке        я в контакте        я в ютубе 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>