«

»

Первый цифровой синтезатор аддитивного синтеза или старая «машина Алльза»

старый синтезатор Bell Laboratories — одна из самых известных корпораций по исследованию телекоммуникационных сетей. Ее начало приходится на 1883 год. За все свое время существования, она находилась в лидерах среди научных достижений (достаточно посмотреть лауреатов нобелевской премии): от изобретения транзистора до создания программирующего языка С\С++. Но и в музыкальном плане, корпорация не отставала — в ее недрах был создан первый цифровой синтезатор аддитивного метода синтеза. Целью создания была, как основная причина — исследование качества телекоммуникационных сетей, второстепенная — для индустрии развлечения (от звукодизайна — до изучения реверберации несуществующих архитектурно пространств).

старый синтезатор Он имел несколько названий: синтезатор лаборатории Белла, машина Алльза (иногда Элис) или просто телекоммуникационный процессор. Разработка пришлась на 1970 год под руководством Хэла Алльза. Синтезатор имел 64 осциллятора, управляемые компьютером и соединенные со специальным микширующим выходом для получения дискретных голосов. При этом, он конструктивно состоял из трех частей: микрокомпьютер LSI-11, программируемые звуковые генераторы и устройство ввода-вывода. У компьютера было два 8-дюймовых дисковода от Heathkit и цветной видео терминал AT&T, специализированные аналого-цифровые конвертеры с разрешением 8 бит и сэмплированием в 250 раз в секунду. Устройства ввода состояло из двух клавиатур фортепьянного типа с 61 клавишей, четыре аналоговых джойстика с трёхосным вращением, и различные регуляторы-ползунки, а также переключатели. Все это весило около 136 кг и при этом инженеры назвали его портативным.

Любой из контролёров мог использоваться для управления любым параметром загруженной программы. Вводная информация интерпретировалась и затем использовалась, для генерации серия параметров, отправляющихся на звуковые генераторы, а после на выход. Пропускная способность синтезатора была ограниченной. Компьютер мог обработать приблизительно 1000 изменений параметров в секунду, прежде чем центральный процесс будет перегружен.

Даже один звуковой генератор был довольно сложен строением: в нем находилось 1400 интегральных схем. Первый ряд из 32 осцилляторов использовался в качестве основного синтеза сигнала, и обычно подразумевал, что система имеет полифонию в 32 голоса. Второй ряд из 32 осцилляторов назначался ведомым устройством к одному из ведущих устройств, генерируя при этом гармоники N для основного сигнала, где N имело значение — от 1 (основной гармоники) до 127. Дополнительно была группа из 32 программируемых фильтров, 32 амплитудных умножителей и 256 генераторов огибающей. Все эти сигналы могли быть смешаны полностью произвольно в специальном сумматоре на 192 сигнала. После звук отправлялся к одному из четырех 16-битных каналов выхода, и оттуда к выходному цифроаналоговому конвертеру.

Машина Алльза произвела огромное впечатление на индустрию развлечения, но ее технологическая стоимость не позволила ее моментально внедрить. Только по прошествии некоторого время, когда цена производства стала доступной огромному ряду музыкантов, начался выпуск определенных моделей.

старый синтезатор

Crumar General Development System

Фирмы Crumar (Италия) и Music Technologies’ (Нью-орк) начали сотрудничать вместе, чтобы создать миниатюрный вариант данного синтезатора. Результатом стала маленькая двухсекционная система, основанная на микропроцессоре Z-80-based с одним дисководом и ограниченным количеством контроллеров. Название данной системы было Crumar General Development System или GDS, и цена ее достигала 30000$. Она была продана студиям, которым нужна была гибкая система с хорошей надежной производительностью. Венди Карлос является обладательницей GDS. Она использовала его в саундтреке к фильму Tron 1982 года. При этом, она остается ярым сторонником синтезатора по сей день.

Дальнейшее сотрудничество двух фирм привело к появлению в 1981 году более дешевого варианта под названием Synergy: «компьютерную» часть удалили и перекомпоновали заново в систему с 77 клавишной механикой. При этом одновременно развивался другой синтезатор на том же принципе Con Brio ADS200 по цене в 20000$ , но его продажи небыли столь успешны.

Компании пытались взять определенную нишу в звукодизайне, но появление Yamaha DX7 с ценою в 2000$ полностью нивелировало эту возможность и поэтому фирмы закрыли производство данного синтезатора в 1985 году. Но в 1985 году, после закрытия, была выпущена интересная версия цифровой миди-клавиатуры Mulogix, разработанная главным проектировщиком цифровых клавишных инструментов Мерсером Стокеллом с напарниками: Джимом Райтом и Джерри Птэскинским. Она в себе содержала два улучшенных синтезатора Synergy смонтированных вместе и имеющие общий миди-интерфейс.

Конечно, идеи заложенные в синтезаторе лаборатории Белла еще не раз всплывали у других дизайнеров синтезаторов и чипсетов (к примеру, Атари выпустила специальный звуковой чип на основе 64 генераторов), но все они были блеклые копии оригинала…

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: