«

»

Гранулярный синтез (часть II): различные формы семплирования

семплирование Продолжаем нашу статью «Гранулярный синтез (часть I): история и метод формирования звука» , сегодня, мы более подробно разберем различные формы семплирования в гранулярном синтезе, так как сами по себе они являются очень обширной темой, в ней очень много суб-категорий.  Их  разновидности  подробно описаны Кертисом Роадс в своей книге «учебник компьютерной музыки». Но среди всех разновидностей можно выделить четыре самые примечательные (хотя понятие «примечательные» больше охарактеризуется тонкостью моего  вкуса).

Первые два вида называются  «решетка Фурье» и «вейвлет». Принципы работы у них почти одинаковы, и  их можно заключить в одну группу:  один изменяет высоту звуковых гранул  без изменения их  длины, а другой наоборот – изменяет длину без изменения высоты.  На рисунке снизу изображен метод переориентации гранул между собой.

семплированиеТретий вид  это PSGS (высотно-синхронизированный гранулярный синтез). Предназначен для генерации формантных регионов и тем самым эмулирует человеческий голос, так как форманты тесно связаны с гласными в человеческой речи.

И четвертый вид – AGS (асинхронный гранулярный синтез). Гранулы рассыпаются и группируются в «облака» (смотрите на картинку в низу – в ней представлены гранулы  в частотной/временной плоскости). Облака гранул определяются статистическими параметрами. Таким методом образуются всякого рода мутации звука, все возможные частотные симбиозы и т.д.семплирование

За одно, хотелось бы немного окунуться в историю! В 1950г была попытка создания гранулярного синтеза по этим четырем суб-категориям. Конечно, возможности того времени не позволяли достичь качественного результата, но экспериментаторы пытались  реализовать  теорию  на практике. Таким способом был создан Tempophon  немецкой  компанией Springer.  Метод работы его был таков: звук с источника записывался  маленькими кусочками на  магнитную ленту внутри прибора, а потом комбинировался между собой. семплирование Так как запись происходила на другую кассету, то можно было варьировать расстояние между звуками, а с помощью скорости проигрывания – высоту.  На записанной  ленте  получали гранулы, сближенные вплотную друг к другу с разной частотной и тембральной компиляцией.  Жалко, что записи этого чудо инструмента можно услышать в основном уже только в композициях того времени: к примеру, в теме «Epitaph für Aikichi Kuboyama» от  Herbert Eimert, 1963г.

я в твитере       я в фейсбуке        я в контакте        я в ютубе

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: