«

»

Разновидности динамиков или что важно знать начинающему звукорежиссеру (часть 1): мониторы электродинамического типа

Вы не раз слышали, как некоторая топовая фирма заявляет о выпуске нового флагмана своей линейки мониторов. «Новый дизайн, новые решения…» — кричат нам лозунги, а графики АЧХ живописно рисуют равнины из какой-нибудь картины Густова Лусия. За сто лет или даже больше, разновидность динамиков особо не изменилась. И когда, какая-то компания говорит о прорыве в области электродинамических мониторов, знайте — все крутилось вокруг одной и той же дилеммы…

Электродинамический громкоговоритель — это громкоговоритель, в котором  звук образуется  благодаря перемещению катушки с током в магнитном поле постоянного магнита  с последующим преобразованием полученных механических колебаний в колебания окружающего воздуха при помощи диффузора. 

В идеале диффузор должен работать, как поршень, совершая возвратно-поступательные движения передавать колебания звуковой катушки окружающему воздуху. Однако по мере повышения частоты в нём появляются изгибающие усилия, что приводит к появлению стоячих волн, а значит — пиков и провалов резонанса на АЧХ громкоговорителя, и к искажениям звука.  Под изгибающими усилиями имеется виду, то что «звуковая катушка» стремится не просто выпрыгнуть вперед, а как бы перевернутся… Думаю, в детстве вы не раз пытались соединить два магнита с одинаковыми полюсами друг другу. И если ослабить хват одного из них, то он в руке перевернется на противоположный полюс. В электродинамическом динамике происходит точно самый эффект. Получаем такую интересную дилемму: из-за «изгибающихся» деформаций появляются искажения и для их устранения усиливается «жесткость» диффузора. А усиление «жесткости» приводит к тому, что динамик не может воспроизводить весь спектр, а будет работать в каком-то определенном диапазоне. Не возможность воспроизведения всего спектра, заставляет производителей делать составные колонки из множества драйверов, то есть из разных динамиков, обычно из трех — для высоких частот, средних и низких. Это ведет к еще некоторым проблемам, а именно к не идеальности кроссоверов и неровной спектральной диффузии. Ясное дело, что кроссовер, который расчленяет  сигнал на разные драйверы, не может разбить спектр так, чтобы не было взаимно пересекающих частот (очень наглядно этот пример можно рассмотреть на плагине Izotope ozone при использовании многополосной компрессии).

                              Не идеальность кроссовера

Взаимопересекающие частоты приводят к турбулентности и к неровности ачх. При этом параллельно возникает другая проблема, связанная уже с конструкцией  самих колонок, а именно с расположением динамиков: наличие нескольких драйверов приводит к неравномерной диффузии этих источников. Что бы ее «оседлать» конструкторы используют отдельные регуляторы громкости для каждого динамика, а так же экспериментируют с их расположением (к примеру, у некоторых мониторов низкочастотные динамики находятся сзади или сбоку, что кстати приводит к некоторым другим ограничениям). Теперь по поводу низкочастотного динамика у мониторов. В последнее время используется технология портирования (отдельно о ней было очень подробно описано в цикле статей Майка Сеньёра Фазоинверторные громкоговорители и АЧХ, или студийные мониторы для домашней студии и Mike Senior (часть III): разрушительная сторона эффекта «портирования» или выбор мониторов ближнего поля для студии).

                                             Порт монитора

Низкочастотный динамик не всегда из-за определенных конструкций может воспроизвести низкие частоты и поэтому инженеры используют специальный дизайн колонок со специфической вентиляцией (портом), что заставляет резонировать весь корпус, усиливая низкочастотный спектр, тем самым выравнивая АЧХ. Минус от этого больше всего  для звукорежиссёров, чем для обычных пользователей! Эффект резонирования усиливает все ноты и звуки, попадающие в его область. Как вы будете оценивать баланс басовой партии в таком случае, если некоторые ее ноты буду автоматически усиливаться в зоне самовозбуждения? Так же, возникают и другие проблемы — Майк Сеньера: «Кроме того, я до сих пор взял за основу то, что у порта есть только одна резонансная частота. Но в действительности, это еще трудно остановимый  процесс резонаций в верхнем диапазоне частот,  который приводит к непредсказуемым смазывающим артефактам». 

Получаем общие проблемы, с которыми борются производители электродинамических мониторов:

1) Изгибающая деформация.

2) Идеальность кроссоверов.

3) Спектральная диффузия.

4) Транзиент процессы и резонансные области.

5) Частотный диапазон воспроизведения.

Плюсы:

1) Легкость изготовления,

2) Нету придела громкости.

3) Малые габариты.

По этому, когда мы слышим, что такая-то фирма создала новые электродинамические мониторы с отличными характеристиками, знайте — все крутилось вокруг одной и той же дилеммы…

Продолжение следует…

я в твитере я в фейсбуке я в контакте я в ютубе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>