«

»

Редкий тип синтеза звука на основе Эха (часть 1)

Редкий тип синтеза звукаЭффекты могут играть столь же важную роль в создании звука, как и методы основного синтеза – при условии, что у вас есть много данных блоков с ними. Мы рассмотрим более подробно такой крайне редкий момент в звукоформировании, как использование цепочек Эха. Дело заключается, в том, что таким методом практически никто не пользуется и для звукодизайнеров он может быть крайне интересен при работе в NI Reactor.

Вы, конечно, можете спросить: «А какое отношение это имеет вообще к синтезу?» Ну, во-первых, у большинства синтезаторов есть некоторая форма единицы эффектов, не говоря уже о цифровых рабочих станциях с их огромным количеством FX. С самых ранних дней синтеза экспериментальные модульные синтезаторы уже имели встроенные пружинные ревербераторы и многие уважаемые фирмы с 1970-х — ARP 2600, EMS VCS3 и Teisco S100P – поступили также. По общему мнению, со временем такая практика слегка пошла на нет, но уже с появлением string machine (синтезаторы, эмулирующие «струнные») количество эффектов в аппаратах увеличилось: появился «хорус», «фленджер» на таких инструментах, как ARP Quadra, Korg Trident и Roland Jupiter 4. Но есть еще более важная причина поговорить об эффектах.


Эффекты ARP Quadra


Современные синтезаторы могут преподнести музыкантам тысячи пресетов, но у них нет ни каких инновационных технологий в области эффектов. Как вы можете видеть, если мы не берем модульные системы в счет, то основные вст и аппаратные обладают фиксированной архитектурой. Конечно, есть некоторые продукты, которые обладают определенной свободой при синтезе или даже полной, как NI Reаktor, но обычно это не касается эффектов. Учитывая огромные возможности звукообразования при их использовании, мне кажется стоит расширить философии звукодизайна вне области классического синтеза?

звукодизайн эффектов

Рисунок 1

Пожалуй, лучше начать тему на примере аналоговой системы. Представьте магнитофон с бесконечной длинной магнитной ленты, проходящей сперва через головку записи, а потом уже через головку воспроизведения (см. рисунок 1). Длина задержки (время между эхо) зависит от расстояния между головками и скоростью ленты.

звукодизайн эффектов

рисунок 2

А теперь, давайте предположим, что мы каким-то образом отбираем (вырезая) часть сигнала, прежде чем он достигнет конца линии (то есть головки воспроизведения). Это позволило бы нам создать два задержанных сигнала (эхо) — тот, который вырезается в самом начале и оставшийся, идущий к концу линии. Аналоговую схему этого момента вы можете увидеть на рисунке 2, где кружок с ‘плюсом’ является знаком микшера. Я уверен, что вы сможете представить цифровой эквивалент к данной схеме; на схематике видно, что надо снять сигнал между четвертым и пятым триггером. Но такой вид отображения, как на рисунке 2, не всем подойдет! Поэтому, взгляните на рисунок 3 – это тоже самое изображение, что на предыдущей картинке, но в более простой форме. В этом подходе с вырезом сигнала нет, особо, ничего странного … так как, вы удивитесь, но многие продукты с эффектом Эха используют его. Между прочим, вы, возможно, заметил, что я удалил фильтры сглаживания из рисунка 3. Я хочу, чтобы вы считали, что они условно есть, чтобы не загромождать схему.

звукодизайн эффектов

Рисунок 3

Теперь, давайте разберемся, что же происходит на рисунке 3, если мы на вход пустим через систему один импульс (условно назовём его «звон»): мы получаем ‘паузу… свист…, пауза… свист’ на выходе. Хотя это не очень музыкально, но ‘звон’ – спетый или сыгранный на инструменте – потерян для нас и от него остался «свист» (так как головка воспроизведения вырезает часть звука). Но, если мы теперь подключим к основному микшеру сигнал «звона» на прямую (рисунок 4), то у нас выйдет: ‘звон…, пауза… свист…, пауза… свист’, который намного более музыкален.

звукодизайн эффектов

Рисунок 4

Со стороны магнитофона, это выглядит, как две дополнительные головки воспроизведения (рисунок 5). Очень важно отметить, что, в данном случае, ничто не мешает вам менять расстояния между головками и делать, тем самым, необычные синкопированные задержки!

звукодизайн эффектов

Рисунок 5

Развивая дальше эту идею, мы можем представить магнитофон уже с несколькими головками, при этом, мы не будем использовать бесконечной длины ленту, а заменим её петлёю, которая движется бесконечно от записи к головкам воспроизведения, как показано в рисунке 6. К сожалению, у этой идеи есть серьезный недостаток. Если бы вы записали ‘звон’ на ленту, то он был бы вырезан с нее полностью тремя головками последующего воспроизведения, а потом вновь появился бы позже и так до бесконечности. Если сделать так, чтобы головки не вырезали часть звука, то всё со временем превратится в месиво. Тоже самое касается записи какого-либо долго цельного звука.

звукодизайн эффектов

Рисунок 6

Продолжение следует…

Наше сообщество в Контакте Твиттере Фэйсбуке Ютубе Дзен

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: