«

»

Сведение (часть III): панорамирование музыкальных инструментов

панорамирование музыкальных инструментовПанорамирование, такой же инструмент звукорежиссуры как и эквализация! Использование ее в микшировании является основополагающим для получения кристально чистого микса. В старые времена, когда было моновещание, никто не мог себе представить, что произойдет эпохальный скачок  от моно к стерео, который преобразит всю индустрию звукозаписи. Многие звукорежиссёры не привыкшие к звуку из «двух» колонок  сводили либо по старому, либо очень причудливо, располагая в одной колонке — либо голос, либо барабаны.  Но со временем панорамирование музыкальных инструментов стало таким же грозным оружием, как и эквализация! И мы узнаем почему!

Сначала, немного теории: человек может определить пассивный источник звука только примерно в диапазоне 30 градусов. А движущийся источник в 3 градусах! Инструменты, с высокочастотными фундаментальными частотами, можно расположить вдоль панорамы намного больше, чем низкочастотных! панорамирование музыкальных инструментовНапример, в панораму фонограммы влезет 15 колокольчиков и человек услышит и различит каждый, а вот бас-гитар удастся спанорамировать только три, иначе получается «каша» и определить мелодию в звуке очень сложно!

Вывод (только для начинающих): пассивные инструменты для чистоты микса должны располагаться друг от друга в диапозоне от 15 градуса в средних, 30-45 градусов в нижних, и примерно, до 7-8 градуса в верхних частотах.  Эффекты: делей, монореверб панорамируют между этими инструментами, то есть между 15 градусами, 30 и т.д. Не забудьте, что делей и реверб также можно эквализировать!панорамирование музыкальных инструментов

Если у нас есть два инструмента, которые имеют общую конфликтующую спектральную область, но при этом по «архитектурному плану» они должны находиться в одной точке панорамирования, то можно прибегнуть к такому трюку: «фундаментальные частоты» эквализировать, а вот области выше «фундоменталок» панорамировать в разные стороны на несколько градусов (около 5-10 градусов). Такой психоакустический метод качественно «разъединяет» не панорамируя.

Если ваша фонограмма перенасыщена музыкальными спектрами и нужно вставить какой то звук, то используются три способа: выделение атаки, точечная многополосная сайдчейн  компрессия и «движение» звука по панораме. В нашем случае мы будем использовать именно «движение», хотя лучше использовать все три метода одновременно. Человеческий мозг устроен так, что позирование звука  движущегося объекта происходит намного точнее. Хотим мы этого или нет – мы автоматически фокусируемся на нем, тем самым выделяя его из спектра других инструментов. Если атака у этого звука будет громче, чем у других или наоборот, спектры других звуков будут немного глушиться (точечная многополосная сайдчейн компрессия), то с помощью фокусировки, особо не влияя на фонограмму, можно добиться чистого звучания всех действующих инструментов даже уже в «перегруженном» миксе. Конечно, это относиться к психоакустике.  Но так или иначе – это очень действенный способ.

А вот про «точечную» многополосную сайдчейн компрессию лучше посвятить отдельную статью, так как этот «скальпель» в отличие от эквализации является динамическим. С помощью его  можно творить чудеса – как и эквалайзер точечный многополосный сайдчейн компрессор – это один из виртуозных инструментов для перегруженного микса звуками!

я в твитере       я в фейсбуке        я в контакте        я в ютубе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>