«

»

Врут ли нам наши уши (часть II)

В этой статье мы продолжим изучать интересные особенности нашего слуха и звук воспринимаемый человеческим ухом. А поговорим мы о панорамировании — о способности человека определять звук в пространстве.
Первым делом, хочу поведать вам о таком старинном эффекте, который популярен и до сих пор применяется постоянно в разных треках — это Файзер… Но начну с самого начала : ни кому не секрет, что благодаря наличию у нас двух «ушей» мы можем определять источник звука в пространстве. Это получается за счет трех факторов:
1) За счет разницы в громкости источника звука в обоих ушах.
2) За счет разницы во времени поступления звуковых сигналов в оба уха от источника.
3) За счет эквализации звука самими ушными раковинами и головой.
Но какой придел мы имеем для четкого панорамирования мозгом и самим слуховым аппаратом? И что происходит, когда мы доходим до той грани придела? Если провести через уши мнимую прямую, то получим панорамный диапазон в 180 градусов. Любой не двигающийся предмет, но издающий, звуковой сигнал в этой панораме, человеком определяется только в диапазоне 30 градусов, не меньше. То есть, если два звуковых объекта находятся на любом расстоянии друг друга, но попадают в диапазон 30 градусов, то человеку будет казаться, что звук идет от одного объекта. К примеру: мотор машины и в 5 метрах от него звук магнитолы, но расположенных на таком расстоянии от объекта, что попадают в область 30 градусов для слушателя будет воспринематься как один объект — включенная машина, а сверху на ней магнитола (или внутри ее). Поэтому со «стоячими» источниками ушки немного врут. Но как только машина поедет — произойдет кардинальное изменение в слуховом аппарате — он моментально разделит эти два объекта, потому что двигающиеся цели непросто издают звук, а изменяют его во времени, в громкости и в эквализации благодаря нашим ушам. Четкость панорамной картины становиться на уровне 3 градусов!
Но как будет если звуковой объект будет быстрее и периодично двигаться «туда-сюда» по панораме.? И какой придел для восприятия ? При периоде приделах от 0 до 1 миллисекунды возникает очень странное ощущение — звук как будто находиться в голове, не перед собой, не сбоку, а как бы в голове. Этот эффект впервые был применен в далекие 70е, одной из рок групп, и ему было дано название «файзер». Люди выходившие из стадиона были поражены этим не обычным звуком, который некоторые описывали как что то не вообразимое, не поддающееся точному определению. Звуковой образ, поселившийся в центре мозга. Все это получалось благодаря тому, что слуховой аппарат работал на пределе панорамной способности и уже не мог адекватно определить местоположения источника звука и по- этому начал давать ложную звуковую картину на основе своих максимальных возможностей.
Самое интересное, что, не смотря на эти ложные восприятия, которые иногда могут выдать наши уши — слух человека до сих пор считается одной из самых сложных и гениальных изобретений Бога.

я в твитере       я в фейсбуке        я в контакте        я в ютубе 

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: