«

»

Врут ли нам наши уши? (часть I )

Ни когда не замечали, что разные люди одну и ту же музыку могут слушать по разному? Кто то включает на большой громкости, кто то любит повертеть установками эквалайзера на музыкальных центрах, кому то нужен мощный сабуфер. Это связано от части, не только с личными предпочтениями, но и с природной одаренностью каждого человека.

Вообще слуховой аппарат человека — это на столько сложное и гениальное устройство: не отделимое содружество «мозга и микрофона», которое поражает своей энергоемкостью и кпд по восприятию звука и частотного спектра. Хотя мы и обладаем таким совершенным природным прибором — слуховой аппарат человека не обладает каким то определенным «гостом» и может варьироваться от индивидуума к индивидууму своей чувствительностью в звуковом диапазоне.

Первыми кто начал изучать процесс разности восприятия слуха у людей были Флетчер и Мансон. Они установил, что больше всего человек различает мелкие нюансы звуковой палитры в области голоса. Так как голос — это тот источник звука, который человек начинает слышать еще в утробе матери и потом на протяжении всей своей жизни. Небольшое искажение голоса (к примеру с помощью эквалайзера) мгновенно становиться замечено ухом. Человек может сразу обнаружить в данном случает искусственную «изюминку», принесенную из вне в голос. Это прием часто используется в электронной музыке как эффект для усиления художественного контраста или для создании определенного образа у слушателя.

Флетчер и Мансон так же установили, что уши «врут» (лучше всего сказать: «легко искажают факты») на уровне низких и высоких частот. Каждый человек по разному воспринимает звук, к примеру, бас-гитары, ударных, колокольчиков, цикад, а так же синтезаторов в низко и высоко-частотных областях звуковой палитры. Это объясняет факт существование кнопок подъема «низов» или «верхов» на аудиоаппаратуре. Многим это настолько нравиться, что они оставляют постоянно включенными эти кнопки. При уменьшении громкость источника первым делом становятся менее слышимыми именно эти области в звуке.

По этому многие звукорежиссеры и композиторы используют компрессор на звуковой дорожке если хотят уменьшить ее громкость при художественном желании сохранить читаемость высоких или низких частот. Тут же можно привести и другой эффект обмана: когда выравниваются по громкости верхние и нижние пики в спектре со средним диапазоном, а общий уровень громкости звука остается не измененным, то человеку все равно кажется что звук стал громче, хотя специализированная аппаратура покажет обратное. Получается это засечет эффекта считывания пиков — если до этого уши обращали внимание только на самые громкие участки в звуковой палитре, то после их выравнивания этих участков стало больше и нам кажется существенное увеличении в громкости. Это эффект используют в «максимайзирах» и в лимитировании почти все звукорежиссеры.

Конечно это не все интересные особенности наших ушей. В следующей статье расскажу о других принципиально особенностях нашего «дара» от Бога.

я в твитере https://twitter.com/SergeiTrunov 
я в фейсбуке https://www.facebook.com/ambrellacop
я в контакте http://vk.com/public81828982

Если у вас есть что дополнить или подискутировать, пишите:

%d такие блоггеры, как: